Тренинг партнерской коммуникативной установки в студенческой паре

12.08.2011
1600
0

О.К. Яценко., П.К. Савинцев Кемерово

Сексуальное здоровье (СЗ) есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность и способность к любви. Сексуальная функция человека осуществляет две цели: прокреативную и рекреативную. Прокреативная цель половой функции человека заключается в продолжении человеческого рода, в способности к деторождению. Рекреативная сторона половой функции заключается в реализации специфических половых взаимоотношений, в реализации чувства любви, в реализации эмоционального комплекса, связанного с любовью. Сегодня более пишут и обсуждают соматические аспекты половой функции: способность к эрекции, эякуляции. Отмечена весьма негативная тенденция это увлеченность количественной стороной сексуального здоровья. Эта якобы инновационная направленность среди урологов и венерологов с организацией «мужских консультаций» и массовым увлечением у мужской части населения лечения простатита, обусловленного ИППП, а на самом деле вульгаризмом средств массовой информации. Рекламой со стороны фармацевтических фирм, инициаторов лечения простаты методом «золотого стандарта». Исторически сложился большой интерес к урологическим заболеваниям у мужчин и гинекологическим у женщин как основной причине для возникновения сексуальных расстройств. Целый период в ХХ в. заняло учение о гонорее как причине импотенции, а затем о простатитах, колликулитах в том же значении. Однако известные урологи (Б.Н. Хольцов) уже давно отмечали роль психогенных факторов в половой слабости, традиционно относимых к урологической патологии (1926). По данным Д.Я. Рапопорта, половая слабость после всесторонне вылеченного простатита остается; он требует не урологического лечения, а психотерапии и реабилитационных мероприятий. Поэтому прогноз следует делать по тенденциям общественной жизни, которая развивается по спирали. Соответственно цикличность наблюдается в развитии наук. Так что на основании исторического анализа предыдущего опыта следует предположить, что все направления, которые сегодня завышены и актуализируются, нежизнеспособны, поскольку тенденции ятрогенно локалистичны, концепции и взгляды неоднократно терпели провал. Подходит время начала нынешнего века, которое закономерно приведет к нарастанию консерватизма, в частности к укреплению традиционной семьи. Несомненно, но возрастет роль женщины в семье. Поэтому мы вернемся к определению СЗ, значению личности, коммуникабельности человека (во всех сферах жизни) и чувству любви, как творческому процессу, когда человек шел ровно к представлению об абсолюте через все стадии психосексуального развития. «Великие потрясения», как и всегда сопротивляясь, но уходят, а нам нужна «Великая Россия». Как известно первичной ячейкой государства является семья. От ее крепости зависит многое. За прошедшие десятилетия российская семья подверглась тяжелым испытаниям. Подавляющее большинство молодого поколения утратили традиционную культуру коммуникации в общении полов. На это указывали психологические исследования, проведенные нами в конце 90-х годов ХХ века. Проведена сравнительная характеристика с результатами в 2010 году. Отмечена нарастающая положительная динамика, особенно в сфере мотиваций. Приоритетны: создание семьи, чувство любви, преданность и честность по отношению друг к другу.

Во время занятий в группе студентов предлагается добровольцам разных полов разыграть сцены ревности, бытового конфликта с задачей выйти из взаимообвиняющего диалога, преодолев создавшуюся отчужденность по половым признакам: «почему вы мужики все такие», «вам женщинам верить нельзя», и подойти к эмоциональному единству. Вся психологическая помощь преподавателя нацелена на способность партнеров воспринимать общение с противоположным полом как творческий процесс. В группах студентов настолько разнообразны личностные особенности, от гипертимной акцентуации до сенситивной. Творческий подход к диалогу на заданную тему вызывает значительный интерес, как у участников психологического тренинга, так и всех окружающих. В итоге, некоторые признаются в том, что шли по сценарию своих родителей.

Для психологической коррекции игровых дисгармоний половых отношений нами была разработана методика коммуникативного развивающего обучения как рекомендация по творческому тренингу на жизнь при общении с противоположным полом.

  1. Партнерское общение (диалог) предполагает взаимодействие личностных смыслов и переживаний партнеров, в результате которых происходит их соизменение (развитие). Как альтернатива отыгрывалось псевдопартнерское общение, попытка изменить партнера, но не измениться самому, попытка воздействовать, но не взаимодействовать.
  2. Результат взаимодействия не должен быть запрограммирован. Попытка жестко запрограммировать результат блокирует контакт. Поскольку в подобной ситуации обрывается коммуникабильность, теряется творческий смысл общения.
  3. Основные установки:

а) установка на партнера (предполагает безоценочное принятие личности партнера (ши) как уникальной и неповторимой, неутилитарности отношения к противоположному полу, а центрированности на нем);

б) принятия себя как уникальной индивидуальности;

в)  желание представить себя партнеру и дать ему возможность пережить уважение к противоположному полу, как личности.

  1. Анализ нашей работы позволяет нам выделить следующие коммуникативные позиции: а) позиция «Верх», при которой икс пытается определиться в ситуации общения выше игрек (учит, оценивает, судит, дает советы, ограничивает инициативу партнера); б) позиция «Низ», где икс пытается определиться в ситуации общения ниже игрек (позиция беспомощности, менее компетентного, слабого, пассивного); в) позиция «Рядом», при которой партнеры чувствуют свою неодинаковость, ориентируются на взаимную ценность, независимо от родительского статуса, жизненного опыта.

Позиции в общении могут быть гибкими и свободно меняться, притом, что позиция «Рядом» является основной, способствующей полноценному развитию партнеров и их отношений.

Психологические задачи, которые должны уметь выполнять молодые люди в процессе установления и развития межличностного контакта:

    1. Климат создание оптимальной атмосферы, располагающей к взаимодействию (центрация на партнере, интерес к его инаковости, безоценочность). Все вышесказанное является коммуникативной установкой.

Б. Ориентация в обстоятельствах партнера (его состоянии, мыслях), стремление и умение вчувствоваться в партнера, присоединиться к его психологическому состоянию; стремление и умение понять партнера, перейти в плоскость его проблем, смыслов его мировоспитания. Умение слушать и понимать.

    1. Самоопределение желание и умение осознать и выразить себя, донести до партнера свои мысли, чувства (эффективность выполнения этой же задачи зависит от степени конгруентности переживания, осознания и выражения).

Несостоятельность будущего мужчины и женщины в решении коммуникативных задач приводит к дезадаптации при создании семьи, нарушает репродуктивное поведение. Развившаяся супружеская дисгамия обязательно приводит к сексуальной дисгармонии, распаду семьи. При изначально сексуальной дисгармонии подобного, как доказано Я. Рейковским (1981), не бывает. Коммуникабельность в стремлении сохранить отношения по полу, чувство любви опускают сексуальную функцию на полку не столь значимой ценности. Гармоничные интимные отношения восстанавливаются, однако, в некоторых случаях требуют психокоррекции по отношению партнеров. Отнюдь не досадных ятрогенных вмешательств, направленных на поддержание фаллического культа. Человек, ориентированный на генитальный тип поведения, а не по восприятию пола как личности, никогда не сможет понять своего состояния. Уровень культуры, эрудиции не позволит осознать простые и доступные человеческие ценности.

Разработанный нами тренинг коммуникативных установок может быть применен в любой студенческой аудитории, для разрядки общей ситуации усталости, но принимает при этом огромное перспективное значение.

Комментарии