Местное лечение дисфункций мочеиспускания у детей с пузырно-мочеточниковым рефлюксом (ПМР)

29.03.2019
1816
0

Введение. На сегодняшний день является доказанным факт, что для реализации обратного заброса мочи (ПМР) из мочевого пузыря в собирательную систему почек необходимы два фактора: анатомическая несостоятельность уретеровезикального соустья (УВС) и условия, обеспечивающие высокое внутрипузырное давление (детрузорно-сфинктерная диссинергия, большие объемы мочевого пузыря, остаточная моча после микции или дисфункция по гиперрефлекторному типу.

Для снижения внутрипузырного давления предложены различные методы лечения: холинолитическая терапия, трансуретральная электростимуляция – приводящие к снижению давления за счет увеличения объемов мочевого пузыря и снижения давления. При больших объемах, остаточной моче и детрузорно-сфинктерной диссинергии предложены методы отведения мочи – периодическая катетеризация (ОПК). Введенная в практику в 1970 году у детей с тяжелыми пороками развития спинного мозга, на сегодняшний день ОПК находит широкое применение и при менее выраженных нарушениях, для восстановления адекватного мочеиспускания и снижения количества остаточной мочи. К этим нарушениям относят дисфункции, выявляемые в процессе лечения детей с ПМР, а также у детей с недержанием мочи на фоне переполнения мочевого пузыря.

После проведения эндоскопического лечения пузырно-мочеточникового рефлюкса, у части детей, особенно при наличии двустороннего порока, мы отметили увеличение объемов мочевого пузыря и появление большого количества остаточной мочи. Данный факт мы связываем с истощением биоэнергетических запасов детрузора, отсутствием компенсаторной его стимуляции вследствие раздражения интерорецепторов лоханки и мочеточников обратным током мочи.

В связи с этим целью нашего исследования стал анализ местного лечения у детей с ПМР после эндоскопического лечения.

Материалы и методы. Под нашим наблюдением в период с 2018 по 2019 годы находилось 28 пациентов с диагностированным ПМР (данные микционной цистографии) в возрасте от 3 до 17 лет. Двусторонний рефлюкс мы наблюдали у 14, односторонний – у 14. Для коррекции обратного заброса мочи проведена эндоскопическая коррекция рефлюкса (ЭКР) синтетическим гелем (ДАМ+). Контрольную группу составили 28 детей с дисфункцией мочевого пузыря по гипорефлекторному типу, имеющие больший, в сравнении с возрастной нормой, объем мочевого пузыря, страдающие дневным или ночным недержанием мочи на фоне его переполнения и имеющие от 20% до 60% остаточной мочи по данным сонографии. Периодическая катетеризация мочевого пузыря проводилась у части пациентов 1 раз в день на протяжении 12 дней (короткий курс), у части – те же 12 манипуляций выполнялись 1 раз в неделю (длительный курс). Раствор вводимый в мочевой пузырь после его полного опорожения включал микроциркулянты и антибактериальные препараты, для предотвращения ретроградного инфицирования. Пациенты обследованы до курса инстилляций и не позднее чем, через 7 дней после их окончания. Для анализа использовали неинвазивную уродинамику. Исследования проводили на уродинамической системе «Андромеда». Функцию опорожнения оценивали при помощи урофлоуметрии с электромиографией мышц тазового дня и определяли остаточную мочу методом сонографии.

Результаты. Анализируя результаты, мы отметили значительное снижение объемов мочевого пузыря у детей после окончания курса инстилляций, причем результаты были лучше у пациентов с длительным курсом. Все дети в группах стали лучше ощущать наполнение мочевого пузыря и чаще проводили его опорожнение. У 30% группы детей с ПМР и 80% контрольной группы купировалось дневное и ночное недержание мочи уже после пятой инстилляции. Полное удержание мочи – у всех детей контрольной группы и 89,3% основной по окончании курса лечения. У 3 пациентов основной группы – 10,7%, ночное недержание мочи сохранялось в полном объеме, а также появился мочевой синдром, что потребовало назначения уросептиков на период манипуляций. При их дальнейшем обследовании, мы отметили наличие рефлюкса на контрольных цистограммах (неэффективность эндоскопического лечения).

Большой объем микции, снижение скоростных показателей в контрольной группе и высокие в основной, подключение мышц брюшного пресса к акту мочеиспускания, «прерывистое» мочеиспускание, большой процент остаточной мочи у детей до курса инстилляций и достоверное увеличение скоростных показателей в обеих группах, снижение количества остаточной мочи от полного отсутствия до 5,5% после лечения (р< 0,05), объем микции достоверно не изменился. У 50% пациентов основной и 30% контрольной групп появились признаки детрузорно-сфинктерной диссинергии, не выявляемые ранее, причем среди них не было детей, с неэффективностью эндоскопического лечения.

Выводы. Таким образом, мы считаем, что местное лечение, направленное на коррекцию дисфункции мочевого пузыря у детей с ПМР, должно проводиться после устранения анатомической причины заброса (ЭКР). Появление на фоне лечения мочевого синдрома, сохранение симптомов недержания мочи – могут свидетельствовать о неэффективности проведенной ранее эндоскопической коррекции рефлюкса. Нецелесообразно проводить местное лечение до полной коррекции рефлюкса, ввиду возможных осложнений.

Тематики и теги

Комментарии