Опыт диагностики и малоинвазивного лечения жидкостных образований органов мошонки

11.07.2017
323
0

В. А. Малышев 1, Т. Ф. Малышева 2, Е. В. Малышев 1 1 ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск) 2 ГБУЗ «Республиканская больница им. В. А. Баранова» (г. Петрозаводск)

Введение. Диагностика и лечение жидкостных образований органов мошонки является актуальной проблемой. Это связано с высокой частотой патологии и отсутствием четко определенной тактики диагностики и лечения гидроцеле и кист мошонки.

Материал и методы. В урологическом отделении ГБУЗ «Республиканская больница им. В. А. Баранова» с 2004 по 2014 гг. были обследованы 144 пациента с предполагаемыми жидкостными образованиями мошонки. Выполнено первичное физикальное исследование, диафаноскопия и эхография в В‑режиме. Результаты ультразвукового исследования мошонки сопоставляли с данными физикального исследования и диафаноскопии для сравнительной оценки достоверности и диагностической значимости этих методов. Оценка показала, что наиболее значимым преимуществом эхографии оказалась точная дифференциальная диагностика объемных образований органов мошонки.

Лечение в виде пункции и склеротерапии было выполнено 68 больным гидроцеле, кистами придатка яичка и семенного канатика. Показаниями к данному методу лечения считали однокамерные жидкостные образования (кисты придатка и семенного канатика) объёмом более 5 мл, гидроцеле — более 40 мл, отсутствие аллергических реакций на местные анестетики и возраст старше 45 лет. Всем пациентам вмешательство проведено амбулаторно. Для эффективного обезболивания во время лечения и в послеоперационном периоде была разработана комбинированная местная анестезия 0,5%-м раствором новокаина, включавшая блокаду семенного канатика по Лорин–Эпштейну, инъекцию анестетика в месте пункции. Для пункции использовали периферический венозный катетер. После пункции жидкостного образования игла извлекалась, в полости оставалась пластиковая канюля, через которую эвакуировали жидкость и вводили 95 % этанол в соотношении 1/3–1/2 от объема эвакуированного экссудата. Экспозиция склерозанта составляла 20 минут. Все этапы манипуляции осуществлялись под ультразвуковым контролем, что обеспечивало точность и безопасность методики, эффективный контроль введения и эвакуации экссудата, новокаина и спирта.

Результаты. Получены результаты лечения в виде полного лечебного эффекта у 95 пациентов и неполного положительного эффекта (остаточный объём менее 20 % от исходного) у 11, что указывает на высокую эффективность метода. У трёх пациентов после манипуляции возникло гематоцеле, разрешившееся повторной пункцией. Отрицательного результата и рецидива заболевания отмечено не было. Сравнительный анализ экономической эффективности показал, что стоимость склеротерапии в 11,94 раза ниже стоимости традиционного хирургического лечения.

Выводы. Таким образом, эхография является методом выбора в дифференциальной диагностике объемных образований органов мошонки, а склеротерапия под ультразвуковым контролем — высокоэффективным, безопасным и экономически выгодным методом лечения по сравнению с открытыми хирургическими вмешательствами.

Комментарии