Результаты лечения больных раком предстательной железы при помощи высокодозной брахитерапии в качестве монотерапии

18.06.2017
247
0

С. Н. Новиков, С. В. Канаев, Р. В. Новиков, Н. Д. Ильин

ФГБУ «НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова» МЗ РФ (г. Санкт-Петербург)

Высокодозная брахитерапия (ВДБТ) представляет собой современный высокотехнологичный метод лечения онкологических больных. Одной из основных областей применения, где преимущества внутритканевой лучевой терапии реализуются в полной мере, является рак предстательной железы (РПЖ), что обусловлено радиобиологическими характеристиками этого вида опухоли. Отличительная особенность ВДБТ в лечении больных РПЖ — высокая эффективность, сопоставимая с радикальной операцией. При этом частота серьезных осложнений, оказывающих влияние на качество жизни, значительно ниже по сравнению с простатэктомией.

Цель. Проанализировать предварительные результаты использования высокодозной брахитерапии для радикального лечения больных РПЖ.

Материалы и методы. В период с июля 2012 г. по настоящее время в ФГБУ «НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова» ВДБТ по поводу локализованных и местнораспространенных форм РПЖ проведена 136 пациентам. Облучение источником Ir 192 выполнялось на аппарате Microselectron, укомплектованным планирующей системой Oncentra Prostate (Nucletron, — Elekta). Лечебный план подразумевал использование ВДБТ в качестве монотерапии или в составе комбинированного лечения (ВДБТ + гормонотерапия + дистанционная лучевая терапия). Выбор основывался на оценке прогноза заболевания в соответствии с классификацией NCCN (2012). В качестве монотерапии ВДБТ выполнена 92 из 136 пациентов (67,6 %). Для планирования облучения и контроля за введением игл-эндостатов использовалось интраоперационное 3D-УЗ исследование и/или рентгеновская компьютерная томография. Отбор пациентов для проведения ВДБТ осуществлялся в соответствии с рекомендациями Европейской ассоциации радиологов ESTRO (2012, 2014). Основными критериями включения в группу монотерапии с помощью ВДБТ являлись отсутствие данных за поражение регионарных лимфатических узлов и наличие отдаленных метастазов (сТ1–3NoMoGх), отсутствие выраженных обструктивных нарушений со стороны мочевыводящих путей (объем остаточной мочи менее 50 мл, IPSS менее 17 баллов).

Результаты. У 92 человек (67,6 %) ВДБТ использовалась в качестве самостоятельного метода лечения. У всех больных этой группы риск рецидива РПЖ определен как низкий или средний. Величина биологически эффективной дозы, подводимой на предстательную железу и семенные пузырьки, составляла 110–180 Гр. Длительность наблюдения варьировала от 2 до 30 месяцев. До настоящего времени признаков биохимического рецидива РПЖ не отмечалось (медиана наблюдения 24 месяца). У 6 (6,5 %) пациентов зафиксирован феномен биохимического скачка простатспецифического антигена (bounce). В ранние сроки после ВДБТ тяжелых (3–4 степени) осложнений со стороны мочевыводящей системы не наблюдалось. У 1 из 92 больных (1,1 %) вследствие эпизода острой задержки мочи была выполнена повторная катетеризация мочевого пузыря уретральным катетером продолжительностью 2 дня. В 5 (5,4 %) случаях макрогематурия в послеоперационном периоде осложнилась тампонадой мочевого пузыря. В 1 из 92 случаев (1,1 %) в послеоперационном периоде диагностирован острый эпидидимит. У 1 больного наблюдался неврит подколенного нерва, разрешившийся после лекарственной терапии. Отсроченное осложнение III степени со стороны мочевыводящих путей в виде формирования стриктуры мембранозного отдела уретры выявлено у одного пациента (1,1 %). Осложнений со стороны прямой кишки у пациентов, получавших ВДБТ в режиме монотерапии, не наблюдалось.

Выводы. Высокодозная брахитерапия РПЖ является эффективным методом радикального лечения, который обеспечивает высокие показатели безрецидивной выживаемости при низком риске нежелательных последствий лечения.

Комментарии