Генетические методы обследования при мужском бесплодии

16.07.2009
1645
0

Курило Л.Ф.

УРАМН Медико-генетический научный центр РАМН, Москва

Кафедра репродуктивной медицины и хирургии ФПДО МГМСУ, Москва

В структуре заболеваемости человека патология морфогенеза и/или функции органов мочеполовой системы занимает 3-е место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний (Barakat et al., 1986). С разработкой и применением молекулярно-генетических методов диагностики в медицинской практике повышается доля выявленных генетически обусловленных болезней. Интенсивные молекулярно-генетические исследования последних десятилетий расширяют представление о последовательных этапах каскадных реакций продуктов экспрессии сотен генов, о генетической регуляции процессов, приводящих к половой дифференцировке и слаженной работе системы гормонального контроля гаметогенеза и функции органов половой системы в целом. В лаборатории генетики нарушения репродукции МГНЦ РАМН проводят клинико-лабораторное, цитогенетическое, молекулярно-генетическое, цитологическое обследование пациентов с нарушением формирования и/или функционирования органов половой системы.

Различают генные, хромосомные и геномные мутации. Наличие последних не совместимо с жизнеспособностью (как правило, эмбрионы и плоды с геномной патологией, т.е. при кариотипе, кратном гаплоидному, погибают во внутриутробный период, при рождении или в первый год жизни). Генные мутации - изменение молекулярной структуры гена; хромосомные мутации -изменение структуры или числа хромосом. Для выявления генетической патологии репродуктивной системы нами проводится комплексное обследование пациентов: спермиологический анализ, анализ состава незрелых половых клеток по стадиям их развития, цитогенетиче- ский анализ по лимфоцитам крови (анализ кариотипа), анализ частоты нерасхождения хромосом в сперматозоидах (FISH-метод). Молекулярно-цитогенетический анализ сперматозоидов (FISH) (совместно с лабораториями проф. С.Г. Ворсановой и проф. Ю.Б. Юрова) позволяет у части пациентов выявить повышение частоты хромосомных аномалий (ХА), не устанавливаемых в соматических клетках (Yurov et al., 1996; Шаронин, 1998; Шаронин и соавт., 1999; Kurilo et al., 1996; Савельева и соавт., 2001; Курило и соавт.,1999; Ворсанова и соавт., 2002). Кроме того, выполняем анализ биоптата гонад; электронно-микроскопическое исследование ультраструктур сперматозоидов (ЭМИС) (Брагина и соавт., 2002; 2005; 2009), молекулярно-генетическое исследование на наличие микроделеций Y-хромосомы, делеций и точковых мутаций гена SRY, частых мутаций и ТТ-поли-морфизма гена CFTR, CAG-повторов и мутаций гена AR (совместно с лабораторией ДНК-диагностики МГНЦ РАМН).

Определена частота микроделеций Y-хромосомы в локусе AZF, а также мутации гена CFTR у российских мужчин с бесплодием (Черных, 2002; Черных и др., 2003; 2005; 2009). Анализ микроделеций Y-хромосомы у мужчин с кариотипом 46,Х^ патозооспермией и бесплодием свидетельствует о том, что у 17% этих обследованных обнаружены микроделеции в регионах AZF а, b или c. Наличие мутации и/или 5Т-полиморфизма гена CFTR обнаружено у 15 мужчин с бесплодием. Среди пациентов с мужским бесплодием нами определена доля мужчин с субмикроскопическими перестройками хромосом (транслокация гена SRY с короткого плеча Y-хромосомы на Х-хромосому или аутосому), что приводит к развитию синдрома Де ля Шапелля (т.е. при кариотипе 46,ХХ, но наличии в геноме транслоцированного гена SRY формируется мужской фенотип).

Хромосомные мутации составляют около 1/3 от всего числа генетической патологии репродуктивной системы. В 15% случаев от всего числа аномалий мочеполового тракта причиной заболевания являются ХА (Jacobs et al.,1960; Barakat et al., 1986; Lamb et al., 2001; Курило с соавт., 2000). Примерно у 30% пациентов с ХА отмечают и аномалии репродуктивной системы. У 5-15% мужчин с патозо-оспермией обнаруживаются ХА, из них нарушения половых хромосом X и Y (аномалии гоносом) составляют 75% (Ferguson-Smith, 1976; Yoshida et al.,1997; Курило, 1996, 1998; Курило и др., 2000). Таким образом, нами оценена частота и типы ХА при различных формах патозооспер-мии, мужском бесплодии неясной этиологии.