Робот-ассистированная резекция почки или лапароскопическая криоабляция по поводу мелких образований почки: переопределение «золотого стандарта» минимальной инвазивности

21.02.2014
1622
0

Robot-assisted partial nephrectomy vs laparoscopic cryoablation for the small renal mass: redefining the minimally invasive ‘gold standard’

Emara AM, Kommu SS, Hindley RG, Barber NJ

Источник

Department of Urology, Frimley Park Hospital NHS Foundation Trust, Camberley, UK

Ключевые слова: роботический, лапароскопия, резекция почки, маленькие образования почки.

Цель

Определить различия между аблативной и экстирпативной минимально инвазивной хирургической техникой, лапароскопической криоабляцией (ЛКА) и робот-ассистированной лапароскопической резекцией почки (РАЛРП), в лечении образований почки небольшого размера, в отношении безопасности, периоперационных осложнений и ранних онкологических результатов.

Пациенты и методы

В период с июня 2008 по апрель 2012 года у 56 пациентов была выполнена ЛКА, и в период с октября 2010 по апрель 2012 года у 47 пациентов была выполнена РАЛРП с использованием роботической платформы Da Vinci (Intuitive Surgery, США).

Информация о интраоперационных, послеоперационных осложнениях и онкологических результатах лечения была собрана проспективно, проанализирована и сопоставлена между двумя исследуемыми группами.

Результаты

Медиана возраста пациентов составила 69 и 60 лет для пациентов групп ЛКА и РАЛРП, соответственно (р<0,05). Не было статистически значимых различий в отношении стадии заболевания, однако, присутствовали статистические различия в отношении размера опухоли, при этом в группе РАЛРП размер опухоли был больше.

Среднее время операции составило 146 и 159 минут для групп ЛКА и РАЛРП, соответственно (р=0,094), средняя кровопотеря была 47 и 94 мл для пациентов групп ЛКА и РАЛРП, соответственно (р=0,251). Медиана продолжительности пребывания в стационаре (1 день) была одинаковой для пациентов обеих групп, среднее время ишемии составило 23 минуты в группе РАЛРП.

Были зарегистрированы лишь незначительные изменения в предоперационной и послеоперационной (6 недель) функции почек: среднее увеличение концентрации сывороточного креатинина составило после операции 5,4 ммоль/л в группе ЛКА и 9,2 ммоль/л в группе РАЛРП.

Из 47 пациентов в группе РАЛРП, у двух (4,3%) была выполнена конверсия до лапароскопической радикальной нефрэктомии в связи с невозможностью контроля кровотечения после диссекции в воротах почки. Только у двух пациентов (3,6%) был отмечен рецидив в группе ЛКА, у обоих пациентов была выполнена повторная криоабляция. Всего у 5,4% пациентов в группе ЛКА и у 4,3% пациентов в группе РАЛРП были отмечены послеоперационные осложнения 1 степени по шкале Clavien, у одного пациента в группе ЛКА – осложнение 2 степени, у 1,8 и 4,3% пациентов было отмечено появление осложнений IIIb степени по шкале Clavien, соответственно, в группах ЛКА и РАЛРП.

Выводы

Полученная нами информация подтверждает тот факт, что ЛКА является успешной, минимально инвазивной и безопасной процедурой для лечения небольших образований почки, однако, с учетом сходных операционных и послеоперационных характеристик для РАЛРП, возможным является выполнение роботической операции у большего числа пациентов, главным образом, для исключения рисков местного рецидива и необходимости повторного лечения.

Комментарии