М.В. Григорьева1, 2, О.О. Саруханян1, 2, Э.Н. Гасанова1, Н.В. Телешов1, И.В. Батунина1
1 ГБУЗ «НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» ДЗ г. Москвы;
2 ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава РФ (Москва)
Травматические повреждения наружных половых органов у пациентов мужского пола представляют собой редкую патологию в детском возрасте. Наиболее важной является диагностика разрыва яичка, требующая экстренного хирургического лечения.
Цель исследования — разработать лечебнодиагностический алгоритм при травме мошонки у детей.
Материалы и методы. За период 2009–2019 гг. в НИИ НДХиТ был госпитализирован 91 пациент мужского пола в возрасте от 1 мес. до 18 лет. При поступлении всем пациентам проводилось УЗИ мошонки.
Результаты. В структуре всех острых заболеваний и травм органов мошонки у детей травматические повреждения составили 7,2 % (91 из 1252 пациентов). В структуре закрытых повреждений органов мошонки в основном были ушибы мягких тканей, не требующие хирургического вмешательства. Из 91 пациента 43 были с ушибом мягких тканей мошонки, гематомами оболочек яичка, 22 с посттравматическим эпидидимитом, ушиб яичка зарегистрирован в 15 случаях, разрыв яичка — у 10 больных, разрыв придатка — у 1.
В диагностике характера, локализации и степени травматического повреждения органов мошонки большое значение имеет ультразвуковое исследование. Мы считаем, что УЗИ незаменимо при травмах мошонки для определения показаний к операции. Операции при гематомах мошонки нецелесообразны, так как отсутствует изолированное скопление крови (полость гематомы), нуждающееся в дренировании. Отмечается лишь пропитывание (имбибиция) оболочек яичка, при котором операция только способствует локальному нарушению кровообращения. Показанием к экстренному хирургическому лечению при травмах мошонки является только разрыв яичка (придатка). Разрыв яичка обычно сопровождается гематомой мошонки и гематоцеле, которые затрудняют клиническую (пальпаторную) диагностику. Из 11 пациентов с разрывом яичка в нашем исследовании в 5 случаях травма была получена в результате прямой травмы (случайный удар ногой во время игры в футбол), падение с велосипеда в 1 случае (удар о раму), мотоциклетная травма в 2 случаях. У всех больных с разрывом яичка в момент травмы отмечалась сильная боль, болевой шок, в последующем развивался значительный отек мошонки.
При разрыве яичка эхографически отмечаются неровность, нечеткость контуров органа, неоднородность эхоструктуры, скопление жидкости с дисперсной взвесью в полости собственной влагалищной оболочки яичка (гематоцеле). Гематоцеле является патогномоничным симптомом разрыва яичка и служит абсолютным показанием к хирургическому лечению — ревизии органов мошонки в экстренном порядке.
Хирургическое лечение разрыва яичка предполагает ревизию мошонки, эвакуацию гематоцеле, резекцию поврежденной пролабированной нежизнеспособной паренхимы, ушивание белочной оболочки, дренирование. Всем больным с тяжелой травмой мошонки — разрывом яичка в послеоперационном периоде проводили диспансерное наблюдение и оценку результатов лечения в отдаленные сроки с использованием УЗИ. У всех осмотренных пациентов были отмечены хорошие результаты хирургического лечения разрыва яичка в отдаленные сроки.
Выводы. Таким образом, несмотря на редкость травматических повреждений органов мошонки у детей, встречаются случаи разрыва яичка, которые в нашем исследовании составили 12 %. УЗИ мошонки позволяет установить локализацию, характер и степень повреждения органов мошонки. Показанием к хирургическому лечению при травмах мошонки у детей является только разрыв яичка. Разработанный лечебно-диагностический алгоритм, предусматривающий дифференцированный подход к выбору лечебной тактики, дает возможность избежать выполнение нецелесообразных операций.
Комментарии