Применение метода МРТ в диагностике болезни Пейрони

09.06.2011
3415
0

М.Г. Шатохина Кемерово

Болезнь Пейрони (БП) или фибропластическая индурация полового члена (ФИПЧ) заболевание, характеризуемое фиброзной мультифокальной структурной дегенерацией белочной оболочки полового члена. Несмотря на достаточно небольшой процент заболевания белезнью Пейрони, в литературе активно обсуждается вопрос о возможностях МРТ в диагностике этого заболевания. Ряд исследователей считают, что современная медицина не должна отказываться от качественных, но дорогостоящих методик визуализации при социально значимых и редких заболеваниях, к которым относится и болезнь Пейрони. В современной отечественной литературе встречается достаточно малый процент исследования этой патологии.

Целью нашего исследования было выявить изменения полового члена, визуализировать фиброзную бляшку, оценить степень ее распространения и выявить стадию активности процесса. В основную задачу входило оценить возможности метода МРТ и определить место МРТ в диагностическом алгоритме.

Нами обследовано 6 человек с предположительным диагнозом болезнь Пейрони. Первично диагноз был поставлен с помощью клинических методов и данных УЗД. МРТ-исследование выполнялось на высокопольном томографе фирмы «SIMENS» с напряженностью магнитного поля 1,0 Тесла в режимах Т1ВИ, Т2ВИ и применялась программа жироподавления. После проведения стандартного протокола исследования в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (аксиальной, сагитальной и фронтальной) пациенту с целью фармакологической инициации эрекции в кавернозное тело полового члена вводился препарат «Каверджект», после чего повторялся стандартный протокол исследования. У всех пациентов эрекция наступала примерно через 3-5 минут после введения препарата. Только одному пациенту в кавернозное тело дополнительно было введено парамагнитное контрастное вещество. Проведя данное исследование и оценив все элементы полового члена, мы заметили что у 4 пациентов отчетливо визуализировались зоны неравномерного утолщения белочной оболочки и повышенного МР-сигнала на Т2ВИ по дорсолатеральной поверхности полового члена, причем, размер выявленных изменений варьировал от 1,5 до 3,3 см. У одного пациента четко выявить повышение интенсивности МР-сигнала не представилось возможным, что скорее всего говорит не в пользу болезни Пейрони. У того пациента, которому дополнительно было введено парамагнитное контрастное вещество (размер бляшки 2,4 см), нами обнаружено очаговое повышение интенсивности МР-сигнала по Т1ВИ в зоне бляшки, что говорит об активности воспалительного процесса.

Таким образом, метод МРТ благодаря высокому пространственному разрешению и возможности получения мульти-планарных изображений позволяет визуализировать анатомические структуры полового члена, выявить дегенерацию белочной оболочки полового члена, оценить степень ее распространения и дает возможность получить информацию относительно активности воспаления в зоне бляшки и прилегающей кавернозной ткани, что, в свою очередь, определяет значимость этого исследования в выборе лечебной тактики. Наличие области воспаления в зоне индуративного процесса свидетельствует об активной стадии заболевания. Таким пациентам оперативное лечение не показано. Только при стабилизации процесса хронической стадии показано оперативное лечение.

Несмотря на то, что метод МРТ является достаточно дорогостоящим и трудоемким процессом выявления патологических изменений, он может быть полезен врачам-урологам для установления стадии заболевания и планировании оперативного лечения.

Комментарии