Значение социокультурного фактора в формировании полового поведения в среде студентов

12.08.2011
1549
0

О.К. Яценко Кемерово

Сегодня половое просвещение в России является важнейшей и актуальной проблемой, но не выполняется. Единой разработанной программы для преподавания междисциплинарной сексологии для высшей школы нет. Разрозненно и фрагментарно некоторые вопросы освещаются на отдельных кафедрах медицинских вузов. Прошло сто лет, как в России на первом съезде офицероввоспитателей кадетских корпусов выдвигали основные задачи сексуального воспитания, поднимали вопрос о формировании «половой совести» и занятии «сексуальной пропедевтикой». Однако «воз и ныне там». Закономерны вопросы, которые задает себе преподаватель после лекции студентам о сексуальном здоровье (СЗ) населения России. По всем факторам брачного клиринга в нашем отечестве СЗ находится в весьма плачевном состоянии. А нужны ли эти знания студентам? Смогут ли наши будущие врачи адаптивно разговаривать с больными разной патологии, в этиопатогенезе заболевания которых немаловажную роль имеет фактор расстройств, составляющих СЗ? Предварительные опросы студентов перед лекцией показывают, что знания их о поле находятся на уровне локализма «семенного бугорка», идущего из 19 века Европы. Некоторые наши современники, воспользовавшиеся ситуацией безграмотности, интерпретировали былое в терминологию с целью создания массовости социальной заинтересованности: «эректильная дисфункция», «простатит, импотенция, бесплодие», «мужской климакс», «андрогенный дефицит» и т.д., что в большинстве является проявлением других заболеваний. При этом всем понятно, что сложна не функция, а человеческие отношения. Возможно, что авторам в их сомнительных находках функция очень сложна. Человеческим фантазиям теоретического характера, которые не подтверждаются практикой, но сопровождаются тягой создания мифов и блефов, нет предела. Придавать узким вопросам столь большую значимость?

Роль государства в сексуальном просвещении отсутствует. Либо мы не нашли в возможностях преподавания сексологии, создании образовательных программ чего-то иного? Нашего? Российского? Студенты должны иметь достаточно широкие знания о поле, и в нашем российском понимании, а не таранящих с Запада «секса», и собственных «новаторов», которые без стеснения и стыда меняют вековые нормы морали, представления о любви, сводя широчайшее русское «любить жалеть» к агрессии и сексу в «царство карамазовщины», сладострастия, разрушающего личность. Половое поведение человека, а не «секс» в значительной мере зависит не только от физиологических, но и социальных, психологических, социокультурных факторов. Сегодня у нас есть весомые доказательства, что чужие идеи в России не приживаются. Нас слушают, получают информацию студенты. Это сформированные в систему межличностных отношений группы. Как показывает опыт, то в знаниях по сексологии находятся на уровне подростков. В то же время концептуальный подход отечественной сексологии предполагает стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп к выравниванию ее уровней в паре. При этом наличие определенного уровня сексуальной культуры личности является условием его измерения, регулирования и формирования в процессе различных форм половой социализации. При этом главная роль отводится половой социализации, которая представляет собой процесс освоения норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение в обществе, где через прямое (или) косвенное воздействие на индивида, пару, социальную группу формируется в российском понимании широкое представление о культуре пола, а не секса. В этом информационном процессе нам важно понять, что высокий уровень половой культуры идеальная цель этого процесса, так как зависимость от общей культуры, постоянно отодвигающегося предела социокультурного развития, что прозаично напоминает о бесконечности половой социализации личности на протяжении всей жизни. Однако опрос профессорско-преподавательского состава показывает, что большая часть ученых мужей уверены, что студенты знают о сексе больше, чем они, умудренные жизненным опытом их просветители. Возможно, в представлении о сексе обе стороны стоят на одной ступени, но русского представления о поле нет не у тех, ни у других. С кого начинать обучение: с преподавателей или студентов? Катострофичную демографическую ситуацию в стране пытаются исправить экономически, лечением ИППП, ЭКО, созданием крупных перинатальных центров и т.д. Ну и что? Разве не понятно, что это путь пусть и по новым рельсам, но в тот же ржавый тупик. При этом идет разговор о поиске национальной идеи. При этом нужно сделать весьма простой вывод, следуя назиданиям Козьмы Пруткова: «Настоящее есть следствие прошедшего, поэтому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок». Для решения многогранных проблем пола нам приготовлен гениальными российскими предшественниками путь, выложенный программами, по которому и нужно смело шагать, неся должную информацию. Требуется не столь много усилий в подготовке специалистов, знающих отечественную культурологию, психологию, социологию, педагогику, философию, богатейшую русскую литературу. Все то, что является мощным экологически чистым информационным оружием профессионального подхода в российской проблеме пола, включая и репродуктивное поведение, которое зачем-то оторвали у россиян от СЗ, должно быть собрано воедино. Кому-то пришло в голову очередное озарение, что он сумеет оскопленного евнуха поставить на конвейер размножения.

Ничего близко подобного в глубочайших исследованиях пола, как в русской литературе, публицистике, эссеистике, философии и медицине, мы не найдем в западной литературе. При опросе студентов старших курсов единицы из них знакомы, и понаслышке с фамилиями: И. Ильин, Л. Карсавин, П. Сорокин, а всех из огромной плеяды россиян, которые создали шедевры умозаключений о поле и любви, не слышали. Ни один из студентов не смог рассказать содержание рассказа И. Бунина «Солнечный удар», как и наполненные психологией пола и любви рассказы В. Шукшина. Опрос ведется в течение нескольких учебных лет. Мы не говорим о влиянии живописи или музыки на медицину, формирование личности будущего врача. Современному студенту доступна классическая и народная музыка, но не воспринимаемая большинством. Однако некоторые слушали непродолжительно композицию Феликса Мендельсона. При этом запомнили фамилию автора. Но ни один не был в доме музее Федора Ивановича Достоевского, когда гений человечества находился в ссылке, на поселении в городе Кузнецке. Познавательная предприимчивость отсутствует. Так, что за «интеллигенцию» мы готовим? Даже на вторую часть Аиды они явно не пойдут! Поэтому, создавая общее информационное поле о СЗ, выполняя главную роль, мы ставим более близкую и вызывающую интерес студентов: достижение согласия в споре с партнером противоположного пола с выравниванием уровней сексуальной культуры в паре. Если они не будут владеть методикой, то, получив возможности врачебной деятельности, в большинстве столкнутся не только с проблемами адаптации к пациентам, тем более в известной ситуации, что чем меньше клинических проявлений патологии удается обнаружить у больного, тем более тонкие психологические инструменты опроса, анализа жалоб, нужны в арсенале клинического мышления врача. Несмотря на все бесконечные новации в медицине новейшей истории государства российского, тем более нанотехнические, искусство врача останется не заменимым. Можно оспаривать цифры, но ТЭРА, а это формула интеллекта в подавляющем числе очень низка: Т творческий склад, Э эрудиционный склад, Р рутинность, А активность. Все показатели взаимосвязаны и в сумме дают константу. Остается надеяться на закон Кларка, что с возрастом Э возрастает, если не сотрет Р. Сегодня, рутинность легко строит всяческие железобетонные конструкции, дабы отвлечь от личностного роста, а творческий процесс развития человека разбить, прекратив социализацию. Можно вводить ЕГЭ, но как в формировании личности будет вести ТЭРА остается проблемой. Отметим единственное и закономерное, что все и вся у человека тесно связано с полом. Трудность консультирования и просвещения, при всей неосведомленности, искаженности врачей общей практики знаний о поле заключаются, прежде всего, в возможности наладить отношения с консультируемым. В этом мы видим задачу обучения коммуникативному тренингу студентов.

Впрочем! Дело за малым повсеместное введение курсов сексологии, в информационной основе которых находится социокультурное направление, и подготовка специалистов по различным областям знаний о поле. От антенатальной сексологии до геронтологии. Проблемы пола должны стать институтской программой: от философии, медицинской психологии, урологии и всех кафедр, имеющих отношение к сексуальной медицине, но основанной на нашей великой русской культуре.

Комментарии