В. Б Бердичевский, Б.А. Бердичевский
Клиника урологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России; Россия, 625023 Тюмень, ул. Одесская, 54
Введение. Одним из замечаний к работе учреждений здравоохранения, по результатам анализа обращений населения к президенту Российской Федерации, явилось недостаточное внимание врачей к тем проблемам человека, которые напрямую не влияют на продолжительность жизни, но значимо снижают ее качество [1–3]. Жалобы пациента отражают субъективную оценку состояния его здоровья. Технология проведения диспансеризации мужского населения позволяет отнести к группе здоровых категорию граждан, не имеющих явных признаков заболеваний, угрожающих продолжительности жизни и трудовой деятельности.
И этот аспект полностью соответствует требованиям приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональной программы модернизации здравоохранения Тюменской области. Но существует понятие качества жизни. И не всегда человек готов поделиться с врачом недомоганием, не имеющим объективного объяснения в рамках принятого стандарта проведения профилактических осмотров. Эта скрытая и не озвученная проблема вряд ли сделает жизнь человека короче, а вот снизить эффективность трудовой деятельности она вполне способна. Мы напрямую столкнулись с этой проблемой и с чрезвычайной важностью ее разрешения в рамках проведения диспансеризации организованного мужского населения с интеллектуальным характером трудовой деятельности, признанного по ее результатам здоровым. И действительно, опасаясь быть непонятыми, наши граждане не склонны задавать волнующие их вопросы о своем здоровье. Скорее, они надеются, что эти вопросы задаст им врач. Поэтому очень важно, чтобы ожидания пациента и врача совпадали [4–6].
Цель исследования – изучить частоту проявления дисфункций нижних мочевых путей (ДНМП) в группе здоровых людей на основании результатов диспансеризации организованного мужского населения.
Материалы и методы
В соответствии с приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» в 2012–2016 гг. в отделении профилактических осмотров ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая больница № 1» (Тюмень) проводилась диспансеризация организованного мужского населения с интеллектуальным характером трудовой деятельности (офисные и медицинские работники). В процессе ее проведения 2271 участнику в возрасте от 25 до 35 лет из группы признанных по ее результатам здоровыми (диспансерная группа Д-I) было предложено заполнить анкеты признаков болезни нижних мочевых путей по шкалам IPSS (International Prostate Symptom Score – Международная шкала оценки простатических симптомов) и QoL (Quality of Life – Шкала оценки качества жизни) и трехсуточные дневники мочеиспускания в режиме реального времени. На момент диспансеризации все ее участники были проконсультированы урологом, не имели признаков каких-либо урологических заболеваний и последние 3 мес не принимали препаратов, влияющих на диурез.
В процессе анкетирования у 511 (22,5 %) мужчин из числа обследованных были отмечены симптомы ДНМП. У 412 (86,6 %) человек они проявлялись учащенным, необильным, безболезненным мочеиспусканием с ночными микциями и различно выраженными элементами ургентности. Нарушение акта мочеиспускания, по мнению этих пациентов, снижало качество жизни до уровня смешанных чувств, однако это не стало поводом для активного обращения к врачу, и ранее, в процессе профилактических осмотров, вопросов на эту тему им никто не задавал. У 99 (13,4 %) обследованных имелось снижение (менее 5 в сутки) количества мочеиспусканий, однако и это не вызывало беспокойства у пациентов, так как не оказывало значительного влияния на качество их жизни, а стало случайной «находкой» по результатам анкетирования.
Пациенты с нарушением мочеиспускания (НМ) были дополнительно осмотрены невропатологом, и у 112 (21,8 %) из них в анамнезе выявлены субклинические проявления хронических дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков и др.). Однако специального постоянного лечения по этому поводу они не получали и ограничивались самостоятельной кратковременной симптоматической терапией. Таким образом, среди мужчин с интеллектуальным характером трудовой деятельности, прошедших дополнительную диспансеризацию и признанных здоровыми, у 22,5 % было НМ, и у каждого 4-го оно имело нейрогенную причину. В остальных случаях НМ проявлялось в виде симптомов идиопатического (самостоятельного) гиперактивного мочевого пузыря (табл. 1).
Таблица 1. Общая характеристика обследованных мужчин с дисфункцией нижних мочевых путей, N = 511
Нарушение мочеиспускания Micturition disorder |
Число больных с дисфункцией мочевого пузыря, абс. (%) Number of patients with bladder dysfunction, abs. (%) |
||
гиперактивной overactive |
гипоактивной underactive |
Всего Total |
|
Идиопатическое Idiopathic |
158 (86,7) | 25 (13,3) | 183 (35,8) |
Нейрогенное Neurogenic |
254 (79,1) | 74 (20,9) | 328 (64,2) |
Итого Total |
412 (80,6) | 99 (19,4) | 511 (100) |
Всего в рамках настоящей работы углубленное обследование прошли 511 пациентов с различными проявлениями ДНМП. Оценка состоятельности нижних мочевых путей проводилась, согласно Клиническим рекомендациям по урологии (подготовлены под эгидой Российского общества урологов и Ассоциации медицинских обществ по качеству) [7], по степени выраженности и периодичности НМ, а также по данным контроля их значимости в отношении ограничения нормальной жизни в соответствии с IPSS и QoL. Такая система оценки позволяет объективно зарегистрировать исходное состояние нижних мочевых путей, выбрать метод лечения, отметить динамику развития болезни и дать оценку эффективности проводимой терапии. Пациент сам, до посещения врача, письменно отвечал на 7 вопросов анкеты IPSS, оценивая каждый ответ от 0 до 5 баллов. Затем совместно с лечащим врачом на основании выведения общего балла определял степень проявления НМ, оценивая ее в баллах: 0–7 – легкая степень, 8–19 – умеренная, 20–35 – тяжелая. При заполнении анкеты QoL пациент должен был ответить на вопрос «Как бы вы отнеслись к тому, что вам придется мириться с проблемами мочеиспускания?» Результаты оценивались по бальной системе от прекрасного (0), хорошего (1), удовлетворительного (2), смешанного (3) чувства до неудовлетворительно (4), плохо (5) и очень плохо (6) [4–6].
В наших наблюдениях (n = 511) оценка признаков болезни нижних мочевых путей по шкале IPSS была в пределах 10–19 баллов (что соответствовало проявлению ДНМП в умеренной степени), оценка качества жизни по шкале QoL характеризовалась состоянием смешанного чувства при идиопатической гиперактивности детрузора (3,2 балла) и плохим состоянием (5,4 балла) при нейрогенном ее варианте. Эти мужчины взяты на учет урологом и направлены для проведения плановых комплексных уродинамических исследований с целью верификации причин НМ и проведения адекватной медикаментозной коррекции (табл. 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ ритма мочеиспускания и качества жизни у пациентов с идиопатическим гиперактивным мочевым пузырем (ИГАМП) и нейрогенным нарушением мочеиспускания (ННМ), M ± m
Анализируемый показатель Analyzed characteristic | Число пациентов Number of patients | ||
в группе здоровых, n = 30 in the healthy group, n = 30 | с ИГАМП, n = 183 with IOAB, n = 183 | с ННМ, n = 328 with NMD, n = 328 | |
Показатели мочеиспускания: Urination characteristics: – общий диурез, мл – total diuresis, ml – разовый диурез, мл – single diuresis, ml – число микций, сут – number of urinations, day |
1650,0 ± 135,0 236,0 ± 42,0 7,0 ± 1,0 |
1700,0 ± 154,0 |
1720,0 ± 184,0 119,0 ± 44,0 14,5 ± 1,8* |
Признаки ДНМП по IPSS, баллы Symptoms of LUTD per IPSS, points | 2,5 ± 1,5 | 9,0 ± 0,5* | 15,5 ± 1,5* |
Качество жизни по QoL, баллы Quality of life per QoL, points |
0,5 ± 0,2 | 4,2 ± 0,5* | 5,5 ± 0,5* |
Обсуждение
Анализируя результаты текущей диспансеризации, можно заключить, что дополнительное анкетирование мужского населения на предмет выявления проявлений ДНМП (заполнение анкет по IPSS, QoL, дневников мочеиспускания) позволяет выявить у каждого 5-го внешне здорового мужчины скрытые проблемы с мочеиспусканием. Не дожидаясь уточнения причин, вызывающих ДНМП, большинство пациентов высоко оценили нестандартный подход врачебной комиссии, что позволило им повысить реальную осведомленность о состоянии своего здоровья и выразить готовность к ежегодному посещению профилактических осмотров с надеждой на дальнейшее сближение ожиданий не только врача, но и пациента.
Заключение
В процессе комплексного диспансерного обследования мужского населения целесообразно проведение дополнительного анкетирования на предмет выявления ДНМП с уточнением причин их возникновения. И этот аспект должен быть неукоснительно соблюден дляповышения эффективности экономических затрат напроведение профилактических и оздоровительных мероприятий.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
1. Кучеренко В.З., Кравченко Н.А., Рагозин А.В. Кризис здравоохранения – диалектика решений: от «бизнеса на болезнях» и «медицинского коммунизма» к рентабельной экономике общественного здоровья. Экономика здравоохранения 2010;3:5–16. [Kucherenko V.Z., Kravchenko N.A., Ragozin A.V. Healthcare crisis – decision duality: from “doing business on disease” and “medical communism” to viable economics of public health. Ekonomika Zdravookhraneniya = Healthcare Economics 2010;3:5–16. (In Russ.)].
2. Аполихин О.И., Катибов М.И., Шадеркин И. А Принципы «медицины 4П» в организации медицинской помощи на примере урологических заболеваний. Экспериментальная и клиническая урология 2017;1:1–4. [Apolikhin O.I., Katibov M.I., Shaderkin I.A. Principles of “4P Medicine” in the organization of health care in the context of urological diseases. Eksperimentalnaya i klinicheskaya urologiya = Experimental and Clinical Urology 2017;1:1–4. (In Russ.)].
3. Агранович Н.В. Перспективы развития и роль в профилактике снижения заболеваемости почек и мочевыводящих путей. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья 2005:4:10–4. [Agranovich N.V. Future developments and role in prevention of decreased kidney and urinary tract morbidity. Bulleten’ Natsionalnogo nauchno-issledovatelskogo instituta obschestvennogo zdorovya = Bulletin of the National Scientific Research Institute of Public Health 2005:4:10–4. (In Russ.)].
4. Пушкарь Д.Ю., Касьян Г.Р. Функциональная урология и уродинамика. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. [Pushkar D.Yu., Kasyan G.R. Functional urology and urodynamics. Moscow: GEOTAR-Media, 2013. (In Russ.)].
5. Abrams P., Cardozo L., Fall M. et al. The standardisation of terminology of lower urinary tract function: report from the Standardisation Sub-committee of the International Continence Society. Neurourol Urodyn 2002;21(2):167–78. PMID: 11857671.
6. Osman N.I., Chapple C.R., Abrams P. et al. Detrusor underactivity and the underactive bladder: a new clinical entini? A review of current terminology, definitions, epidemiology, aetiology, and diagnosis. Eur Urol 2014,65(2):389–98. DOI: 10.1016/j.eururo.2013.10.015. PMID: 24184024.
7. Урология. Клинические рекомендации. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. ISBN 978-5-9704-2848-1. [Urology. Clinical guidelines. Moscow: GEOTAR-Media, 2014. ISBN 978-5-9704-2848-1. (In Russ.)].
Статья опубликована в журнале "Андрология и генитальная хирургия" выпуск №4/2017, стр. 86-89
Комментарии