В.В. Евдокимов, М.Н. Коршунов, Е.С. Коршунова, А.С. Кондратьев, Е.И. Дубков ФГУ
«НИИ Урологии» Минздравсоцразвития России, Москва
В настоящее время доля мужского фактора в бесплодном браке составляет почти 50%. Многочисленные исследования показали, что последние десятилетия отмечены падением уровня мужской фертильности [2, 9, 20]. Многофакторность данной проблемы стала очевидной. Рассматриваются, в первую очередь, внешние и внутренние факторы патологического воздействия. К внешним влияниям относят: электромагнитное излучение мобильных телефонов, компьютеров, загрязнение почвы, воды, воздуха. В перечне внутренних факторов выделяют инфекционные заболевания репродуктивной системы, травмы половых органов и др. В последние два десятилетия появился ряд фундаментальных и прикладных работ по изучению регуляции функциональной активности мужской репродуктивной системы [3, 4, 13, 21]. Выработана парадигма многоуровневой системы репродукции, включающей иммунный, генетический, гормональный и другие компоненты.
Многофакторность патогенеза мужской инфертильности обуславливает трудности диагностики и лечения мужского бесплодия. Выбор адекватной терапии зависит от точного понимания физиологических механизмов нарушения сперматогенеза [24, 25, 26]. Проводятся широкие исследования по коррекции различных видов патоспермии с использованием различных фармакологических препаратов [12].
Хронический простатит – одно из наиболее трудных для диагностики и лечения урологических заболеваний. Ряд исследователей полагают, что в большинстве случаев этиология, патогенез и патофизиология хронического простатита остаются неизвестными [8, 11, 15, 17]. До сих пор неясно, может ли процесс быть исходно абактериальным, или же заболевание, начавшись в результате проникновения инфекционных агентов в предстательную железу, в дальнейшем протекает без их участия, т.е. проходит инфекционную и постинфекционную фазы. Очевидно, что нельзя отождествлять высеваемые из секрета простаты микроорганизмы с этиологическим фактором заболевания, т.к. в большинстве случаев эта флора является сапрофитной. Безусловно признанными причинами бактериального воспаления предстательной железы являются Е.соli, Proteus, Klebsiella, Pseudomonas. Грамположительные энтерококки, внутриклеточные инфекции (хламидии, уреаплазмы, микоплазмы), туберкулез многим исследователям кажутся сомнительными патологическими агентами в развитии хронического простатита [7, 21].
Частота отдельных видов простатита по обобщенным данным литературы составляет: острый бактериальный простатит – 5–10%, хронический бактериальный простатит – 6–10%, хронический абактериальный простатит – 80–90% [1, 5].
Национальным институтом здоровья США признано, что абактериальный простатит по частоте превышает бактериальный по меньшей мере в 8 раз. По данным ВОЗ только в США ежегодно хроническим простатитом заболевает около 3 миллионов мужчин трудоспособного возраста, при этом у 40% из них выявляется хламидийная инфекция [23]. Этиологическое значение этой и других инфекций полового тракта в развитии хронического абактериального простатита не доказано [22].
Нельзя не отметить, что у больных хроническим абактериальным простатитом нередко выявляется патоспермия различной степени выраженности [12]. Известно, что развитие разнообразных по генезу расстройств репродуктивной функции у мужчин сопровождается повышенным образованием активных форм кислорода [2]. В частности, при хронических воспалительных заболеваниях предстательной железы происходит накопление активных форм кислорода с активацией свободно-радикального окисления биополимеров, как следствие, повреждение сперматозоидов и последующее снижение их функциональной активности [12].
Усиление процессов перекисного окисления липидов на фоне сниженной антиоксидантной защиты в эякуляте является, по крайней мере, одной из причин развития субфертильности.
Лечение патоспермии, независимо от этиологических факторов, не всегда эффективно, что не удовлетворяет обе стороны – ипациента, иврача. Вэтой связи поиск препаратов, воздействующих на сперматогенез, является актуальной задачей.
С 2002 года в России выпускается лекарственный препарат Простопин, применяющийся в разных областях медицины [6, 10, 14, 16, 18, 19]. Простопин представляет собой ректальные суппозитории бурого цвета со специфическим запахом прополиса. Препарат включает в свой состав активированный прополис (нативный и экстракты), молочко маточное пчелиное, пергу сушеную, пыльцу цветочную (обножку), мёд натуральный, воск пчелиный, ланолин безводный, масло какао. На сегодняшний день установлено противовоспалительное и противоотечное действие Простопина, однако менее изучено его влияние на процессы сперматогенеза, в частности, на фертильные параметры эякулята.
Цель
Оценить эффективность применения препарата Простопин при патоспермии у больных хроническим простатитом.
Материалы и методы
На базе консультативной поликлиники ФГУ «НИИ урологии» Минздравсоцразвития проведено проспективное, несравнительное исследование влияния препарата Простопин на репродуктивную функцию мужчин, страдающих хроническим простатитом. Группу пациентов составили 25 мужчин в возрасте от 20 до 45 лет (средний возраст 32,5 лет). Клинический диагноз хронический абактериальный простатит поставлен на основании жалоб пациента (боли в промежности и уретре, учащённые позывы к мочеиспусканию, стёртый оргазм) и клинического обследования, включавшего УЗИ простаты, исследования секрета предстательной железы и посева эякулята. При УЗИ выявлено увеличение объёма простаты (в среднем до 29,7±6,7 см3 ), отёчность ткани и изменение эхогенности рисунка в железе, что свидетельствовало о застойном процессе в органе. В анализе секрета простаты обнаружено незначительное повышение лейкоцитов до 10-12 в поле зрения и уменьшение количества лецитиновых зёрен. Посев спермы роста микрофлоры не выявил. Анализ эякулята, проведенный до назначения курса терапии, обнаружил снижение подвижности сперматозоидов, что оценивалось по стандартам ВОЗ как астенозооспермия [23]. Всем больным назначали Простопин в виде монотерапии. Курс лечения продолжался 1 месяц, во время которого каждый пациент получал по 2 свечи в сутки (утром и перед сном).
Результаты и обсуждение
По окончании месячного курса лечения все пациенты отметили уменьшение или исчезновение болей в промежности, при УЗИ выявлено уменьшение объёма предстательной железы в среднем с 29,7±6,7 до 16,6±4,7 см3 , изменение показателей эякулята. В таблице приведены результаты основных параметров фертильности. Установлено достоверное повышение объёма спермы, числа живых сперматозоидов, общей и активной подвижности сперматозоидов. Полученный эффект в отношении данных параметров эякулята может быть обусловлен биологическими свойствами препарата Простопин. Выявлено снижение концентрации сперматозоидов. По нашему мнению, данные изменения могут быть обусловлены усилением либидо и активацией половой жизни, отмеченными 18 из 25 больных. Необходимо заметить, что как до, так и после лечения, концентрация сперматозоидов не выходила за границы референтных показателей (ВОЗ, 2001 г.). Мы полагаем, что необходимо продолжить дальнейшие исследования свойств Простопина в группе с большим количеством больных и более длительным периодом использования препарата.
Таблица. Основные показатели эякулята до и после лечения (n=25).
Показатель | До лечения | После лечения | Нормы ВО |
---|---|---|---|
Объем эякулята, мл | 3,4±1,2 | 4,2±1,4* | 2-6 |
Концентрация сперматозоидов, млн/ мл | 71,4±33,7 | 60,9±22,5 | более 20 |
Живые сперматозоиды, % | 62, 2±5,9 | 65,9±2,3** | 70 |
Общая подвижность сперматозоидов, % | 31,9±9,6 | 39,4±12,4* | 50 |
Активная подвижность сперматозоидов, % | 12,0±4,9 | 16,3±6,9* | 25 |
Нормальные формы сперматозоидов, % | 34,1±10,6 | 39,0±8,2 | 30 |
*- различие достоверно по сравнению с соответствующим показателем до лечения (р<0,05).
**- различие достоверно по сравнению с соответствующим показателем до лечения (р<0,01).
Выводы
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что назначение Простопина в виде монотерапии является эффективным, безопасным и доступным методом лечения патоспермии у больных хроническим простатитом. Простопин способствует улучшению параметров эякулята, что позволяет его рекомендовать для повышения фертильности при патоспермии разной этиологии.
Список литературы
1. Белозеров М.Н., Морозова Л.В. Комплексный подход в лечении хронического простатита в амбулаторных условиях. Матер. конг- ресса «Мужское здоровье» М., 2008, 91-92.
2. Божедомов В.А. Мужское иммунологическое бесплодие. Дисс. докт.мед.наук М., 2001.
3. Брагина Е.Е., Абдумаликов Р.А. Руководство по сперматологии. М., 2002.
Проблемы репродукции, 2005, №2, 19-22.
5. Гориловский Л.М., Зингеренко М.Б. Хронический простатит. Лечащий врач. 2003; 7.
6. Денисов А.К., Калмыков А.А., Сараф А.С. Простопин – современный высокоэффективный препарат для лечения острых и хронических урологических и проктологических заболеваний вирусно-бактериального генеза. Трудный пациент. 2007; 3: 39–41.
7. Ильин И.И. Негонококковые уретриты у мужчин. – М., Медицина, 1991.
8. Коган М.И., Шангичев А.В. Оценка лечения хронического простатита в амбулаторных условиях. – Матер. Конгресса «Мужское здоровье», М., 2008, 91-92.
9. Кулаков В.И. Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению. М. ГЭОТАР-Медиа, 2005, 616.
10. Кучерский В.М., Калмыков А.А., Дубков Е.И. Современные проблемы в лечении хронического простатита. – РМЖ.
11. Лоран О.Б., Пушкарь Д.Ю., Сегал А.С. Наше понимание простатита. – Фарматека. 2002; 10: 69–75.
12. Луцкий Д.Л., Полунин А.И. Исследование спермоплазмы при хроническом неспецифическом простатите и уретрите. – Андрол. и генит. хирургия, 2002, №3, 32 – 33.
13. Нишлаг Э., Бере Г.М. Андрология: мужское здоровье и дисфункция репродуктивной системы. М., МИА, 2005, 554.
14. Перепанова Т.С.. Хазан П.Л. Профилактика и лечение инфекционно-воспалительных осложнений в урологической клинике. Все- российская научно-практическая конференция. М., 2007, 105-106.
15. Перепанова Т.С. Современное ведение пациентов с хроническим простатитом. – Эффективная фармакотерапия в урологии. 2009, №2, 2 – 7.
16. Простопин.- Пособие для врачей. М.: 2007: 20.
17. Пушкарь Д.Ю., Зайцев А.В., Раснер П.И. Оптимизация алгоритма диагностики и лечения хронического бактериального проста- тита. – РМЖ. 2008; 16: 17: 34–38.
18. Сараф А.С., Суворов А.Н. Комплексный природный препарат в виде суппозиториев для лечения урологических, проктологических и гинекологических заболеваний и способ его получения. Описание к патенту на изобретение. 2000.
19. Сараф А.С., Калмыков А.А., Денисов А.К. Об эффективностиприменения нового оригинального отечественного препарата Про- стопина для лечения острого и хронического простатита и доброкачественной гиперплазии предстательной железы. – Трудный пациент. 2007; 12: 5–7.
20. Тер-Аванесов Г.В. Андрологические аспекты бесплодного брака. М., 2002.
21. Тиктинский О.Л. Руководство по андрологии. Л., 1990.
22. Ткачук В.Н. Хронический простатит. М., 2006.
23. Руководство ВОЗ по лабораторному исследованию эякулята человека и взаимодействия сперматозоидов с цервикальной слизью. 4-е изд. М., 2001.
24. Comhaire F, Decleer W. Quantifying the effectiveness and cost-efficiency of food supplementation with antioxidants for male infertility. Reprod Biomed Online. 2011 May 19.
25. Foster R, DaCosta V, Everett D, Christie L, Harriott J, Wynter S, Frederick J, Walters Y. Successful treatment of severe male factor infertili ty in Jamaica with intracytoplasmic sperm injection. West Indian Med J. 2011 Jan;60(1):41-5.
26. Rozen S. Defending male fertility. Sci Transl Med. 2011 Jul 20;3(92):92ps31.
Комментарии