«Программное стентирование» как паллиативный метод коррекции субренальной анурии при злокачественных новообразованиях шейки матки

27.05.2010
3566
0
Устинова О.А. Фарбирович В.Я. Худяшов С.А.
ГУЗ КО КБ г. Кемерово, Россия

Одной из частых причин смерти при злокачественных опухолях шейки матки является развитие почечной недостаточности вследствие сдавления мочеточников опухолевыми тканями или развития стриктур мочеточников после перенесенной лучевой терапии. По литературным данным частота развития обструкции мочеточников при раке шейки матки составляет 11%.

В клинике урологии КемГМА на базе ГУЗ КОКБ за период 2002-2009 год проходили лечение 12 пациенток с двухсторонней обструкцией мочеточников, являющейся осложнением основного онкологического заболевания шейки матки (прорастание опухоли) или лучевой терапии. Средний возраст пациенток составляет 36 лет. У всех пациенток уровень мочевины и креатинина крови до стентирования значительно превышал нормальные показатели.

Стентирование с обеих сторон выполнено 7 пациенткам, у которых имеется двухстороннее поражение мочеточников с сохранением функции обеих почек (уретерогидронефроз с обеих сторон 1-2 ст.), одностороннее стентирование выполнено 5 пациенткам с сохранением функции только одной почки (уретерогидронефроз 1-2 ст.) и полной потерей функции второй почки.

Все пациентки находятся на «программном стентировании», заключающемся в плановой смене стентов каждые 3-5 месяцев. Данный термин не является официально признанным и используется нами для удобства обозначения метода лечения

Методика стентирования мочеточников стандартная, выполняется стентирование под внутривенным наркозом. Стент устанавливается через уретероскоп для лучшей визуализации места сужения мочеточника. В послеоперационном периоде проводится антибактериальная терапия препаратами широкого спектра действия, дезинтоксикационная терапия.

После восстановления пассажа мочи у 6 пациенток уровни мочевины и креатинина крови значительно снизились до уровня субнормальных, а у 2 пациенток стали в пределах нормальных показателей. У 4 пациенток, несмотря на восстановления оттока мочи, функция почек не восстановилась.

Смена стентов проводится в плановом порядке через 3-5 месяцев в зависимости степени их инкрустации. С целью профилактики инкрустации стентов амбулаторно проводится антибактериальное лечение (после посева мочи и определения чувствительности к антибиотикам), фитотерапия (цистон, пролит по схеме в течение 3 месяцев). У пациенток с явлениями ХПН III в комплексной терапии используются леспинефрил и подобные ему препараты.

Результативность лечения оценивается нами по сохранению функции почек. Расширение 4JIC в той или иной степени сохраняется во всех случаях и по нашему мнению не является показателем неэффективности лечения.

8 пациенток находятся на «программном стентировании» в течение 3 и более лет с положительным результатом. 4 пациентки за время наблюдения умерли от основного заболевания (рак шейки матки) и его осложнений (кровотечение, опухолевая инфильтрация магистральных сосудов).

«Программное стентирование» является достаточно адекватным и эффективным паллиативным методом коррекции субренальной обструкции, являющейся осложнением основного онкологического заболевания или перенесенной лучевой терапии. Учитывая молодой возраст пациенток и их желание вести активную жизнь, несмотря на имеющееся заболевание, стентирование мочеточников предпочтительнее, чем установка нефростом.

Несмотря на наличие различных дизурических и умеренных болевых симптомов при стоянии стента все пациентки предпочли «программное стентирование» установке перкутанной нефростомы.

Комментарии