Илеоцистопластика у больных с туберкулезом мочевого пузыря

27.05.2010
1718
0
Холтобин Д.П., Кульчавеня Е.В., Хомяков В.Т., Лазарев ЕМ.
ФГУ «Новосибирский НИИ туберкулеза Росмедтехнологий» г. Новосибирск, Россия

Введение. Туберкулез мочевого пузыря одно из самых тяжелых осложнений нефротуберкулеза, причиняющее пациенту наибольшие страдания, резко снижающее качество его жизни и плохо поддающееся терапии. Уже на начальных этапах развития туберкулезного цистита происходит снижение функциональной, а затем и анатомической емкости мочевого пузыря. Сморщивание мочевого пузыря также происходит на фоне противотуберкулезной химиотерапии, которая без соответствующих патогенетических пособий способствует интенсивному фиброзированию.

Рубцовые изменения мочевого пузыря являются необратимыми, не поддающимися медикаментозной терапии. Оптимальным методом лечения сегодня является увеличение емкости рубцово-сморщенного мочевого пузыря посредством аугментационной цистопластики с использованием аутотрансплантатов из желудочнокишечного тракта.

Материалы и методы. С 2007 по 2009 год в урогенитальном отделении Новосибирского НИИ туберкулеза выполнено хирургическое лечение 11 больным с рубцово-сморщенным мочевым пузырем, из них мужчин было 6, женщин 5. Всем мужчинам выполнялось удаление мочевого пузыря совместно с простатой. Четырём женщинам выполнена субтригонарная резекция мочевого пузыря, одной супратригонарная резекция. У 3-х больных одновременно была выполнена односторонняя нефруретерэктомия по поводу поликавернозного нефротуберкулеза. У 3-х других больных нефрэктомия была произведена до поступления в клинику в других стационарах.

Аугментация мочевого пузыря производилась детубуляризированным сегментом подвздошной кишки по методу Штудера. Непрерывность подвздошной кишки восстанавливалась в 8 случаях энтеро-энтероанастомозом "конец в конец" двухрядными швами. В 3 случаях выполнялся аппаратный изоперистальтический энтероэнтероанастомоз при помощи линейных режуще-сшивающих аппаратов. Уретерорезервуарный анастомоз в 8 случаях выполнялся по Уоллесу, в 2 случаях выполнялся уретерорезервуароанастомоз по Несбиту (оба больных с единственной почкой). Уретрорезервуарный анастомоз выполнялся стандартно шестью однорядными швами викрилом 3-0 с завязыванием внутри просвета резервуара.

Результаты. Длительность кишечной пластики в среднем составила 4 часа 30 минут. Аппаратный шов упростил наложение энтеро-энтероанастомоза и сократил время этого этапа на 20 минут по сравнению с ручным швом. Всем больным удаляли уретральный катетер, резервуаростому и мочеточниковые стенты на 21 сутки. После удаления дренажей у всех больных наблюдались явления недержания мочи, которые проходили в течение первых месяцев по мере созревания резервуара и увеличения емкости мочевого пузыря. В дальнейшем формировался ритм произвольного мочеиспускания с частотой 6-8 раз в сутки. В раннем послеоперационном периоде больших осложнений (несостоятельность энтеро-энтероанастомоза, кишечной непроходимости, внутрибрюшных абсцессов) не было. У 1-й больной развилось нагноение послеоперационной раны. У одного больного произошла миграция мочеточникового стента катетера, развился острый пиелонефрит единственной правой почки была выполнена чрескожная пункционная нефротомия, явления пиелонефрита купированы, сохраняется уретерогидронефроз. За больным ведется динамическое наблюдение. При прогрессировании уретерогидронефроза больному будет выполнена ревизия анастомоза.

Заключение. Таким образом, илеоцистопластика является высоко-эффективным способом лечения рубцовых осложнений туберкулеза мочевого пузыря, позволяя восстановить произвольное мочеиспускание и реабилитировать больных. Применение современных хирургических технологий позволяет ускорить улучшить результаты хирургического лечения.

Комментарии