Лечение больных хроническим простатитом – что нового?

19.07.2024
183
0

Хронический бактериальный простатит (ХБП) является актуальной проблемой современной урологии и андрологии, так как затрагивает многие звенья здоровья мужчин и составляет не менее 35% всех заболеваний мочеполовых органов мужчин. Важными патогенетическими факторами возникновения ХБП считаются нарушение гемодинамики и микроциркуляции в тканях предстательной железы, что, в свою очередь, создает благоприятный фон для присоединения воспалительного процесса. Лечение больных ХБП комплексное и направлено на все звенья этиологии и патогенеза заболевания, а поиск новых препаратов для повышения эффективности терапии больных данным заболеванием представляется актуальной задачей андрологии. На российский фармацевтический рынок вышла новая биологически активная добавка к пище (БАД) Кверцепрост®, обладающая противовоспалительным, иммуномодулирующим действием и антимикробной активностью за счет содержащихся в ней компонентов: кверцетина, нарингина и ликопина. Кверцепрост действует синергично с антибактериальными препаратами, особенно в отношении резистентных возбудителей хронического простатита (ХП). Применение Кверцепроста также препятствует образованию биопленок и снижает частоту рецидивов ХП и он может быть рекомендован как часть мультимодальной терапии больных ХП.

А.И. Неймарк
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой урологии и андрологии с курсом ДПО ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, Барнаул, Россия

Б.А. Неймарк
д.м.н., профессор кафедры урологии и андрологии с курсом ДПО ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, Барнаул, Россия

Хронический бактериальный простатит (ХБП) представляет актуальную проблему современной урологии и андрологии, так как затрагивает многие звенья сексуального и репродуктивного здоровья мужчин. ХБП составляет до 35% всех заболеваний мочеполовых органов мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, причем с возрастом частота встречаемости ХБП увеличивается и может достигать 73%. Одним из наиболее значимых патогенетических факторов в формировании ХБП считают нарушение гемодинамики и микроциркуляции в тканях предстательной железы. Нарушение гемодинамики, в свою очередь, создает предпосылки к возникновению застойных проявлений, нарушению опорожнения дренажной системы в предстательной железе – как фона для формирования воспалительного процесса. Доказано, что лечение больных ХБП должно быть комплексным и направленным на все звенья этиологии и патогенеза заболевания, а поиск новых препаратов для повышения эффективности терапии данного заболевания представляется актуальной задачей в урологии.

Хронический бактериальный простатит

(ХБП) часто диагностируется у достигших половой зрелости мужчин и характеризуется симптомокомплексом, включающим:

  • боли в области малого таза (включая придатки яичка);
  • нарушения мочеиспускания;
  • сексуальную дисфункцию.

В зависимости от длительности симптомов, бактериальный простатит описывается как хронический, если проявления заболевания отмечаются не менее 3 месяцев.

Клинические проявления ХБП:

  • Боль в промежности (46%), в мошонке/ придатках яичка (39%), в пенисе (6%), в мочевом пузыре (6%), в пояснице (2%).
  • Симптомы нарушения функции нижних мочевыводящих путей: частые позывы на мочеиспускание; затрудненное мочеиспускание, слабая струя мочи и необходимость напряжения и усиление боли при мочеиспускании.
  • Сексуальная дисфункция.

Наиболее частые возбудители ХБП:

Escherichia coli, Klebsiella sp., Proteus mirabilis, Enterococcus faecalis, Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus sp., Streptococcus sp., Corynebacterium sp., Chlamydia trachomatis. Частота выделения культуры Escherichia coli у пациентов c простатитом достигает 80%.

Среди препаратов, применяемых для лечения больных ХБП, можно назвать следующие: спазмолитики, применяемые в урологии; препараты для лечения эректильной дисфункции; α-адреноблокаторы; ингибиторы тестостерон-5-α-редуктазы; вазопрессин и его аналоги; тетрациклины; цефалоспорины 3-го поколения; фторхинолоны; производные нитрофурана; прочие антибактериальные препараты; интерфероны; производные уксусной кислоты и родственные соединения; производные пропионовой кислоты.

Кроме того, часто применяются следующие антибиотики: фторхинолоны (рекомендованы), триметоприм (можно рассматривать), тетрациклины (резерв), макролиды (резерв по специальным показаниям).

При ХБП антибактериальные препараты назначаются на 4–6 недель после первичной диагностики.

Необходимы относительно высокие дозы и оральный путь введения. При выборе антибактериальных препаратов для терапии больных ХБП предпочтительно назначать фторхинолоны курсом не менее 4 недель.

Преимущества применения фторхинолонов:

  • высокая биодоступность;
  • отличная пенетрация в ткани простаты;
  • надлежащая активность в отношении типичных и атипичных патогенов, для левофлоксацина – включая ГР-, ГР+ и внутриклеточных возбудителей (Chlamydia trachomatis и Mycoplasma genitalium);
  • хороший профиль безопасности.

В то же время при длительном применении антибактериальных препаратов возникает ряд актуальных проблем, в частности отмечаются:

  • широкое распространение резистентных к антибактериальным препаратам штаммов возбудителей;
  • высокая частота смешанных инфекций;
  • большое число пациентов с иммунодефицитными состояниями;
  • риск побочных эффектов терапии антибактериальными препаратами.

Среди возникающих проблем при длительном лечении антибактериальными препаратами возможным является возникновение биопленок. В организме человека большинство бактерий существует в составе биопленок. Бактерии в биопленках в 500–1000 раз менее «чувствительны» к действию антибактериальных препаратов.

Состав и строение биопленок:

  • отдельные микроколонии бактерий (одного или разных родов и видов) – 15%;
  • внеклеточный матрикс внутри микроколоний и между ними с сетью каналов для движения жидкости – 85%;
  • поверхностная оболочка матрикса, содержащая мембраноподобную структуру.

Дополнительным фактором, снижающим эффективность результатов лечения больных ХБП, является возникающее чувство кворума микроорганизмов. Это способность микроорганизмов оценивать численность колонии, общаться между собой и координировать свои действия (рис. 1).


Рис. 1. Чувство кворума микроорганизмов

На фармацевтический рынок вышла новая биологически активная добавка к пище (БАД) Кверцепрост®. Применение Кверцепроста, содержащего кверцетин, нарингин и ликопин, синергично ингибирующих бактериальное чувство кворума, препятствует образованию биопленок и снижает частоту рецидивов хронического простатита (ХП).

Кверцетин хорошо зарекомендовал себя как часть мультимодальной терапии ХП [1]. Обладает антимикробной активностью за счет ингибирования ДНК-гиразы патогенных микроорганизмов [2]. Обработка кверцетином клеток E. coli 46R641, несущих плазмиду TP181 с множественной лекарственной устойчивостью, приводит к одновременной потере всех шести маркеров устойчивости к антибактериальным препаратам, связанных с плазмидой [3]. Оказывает антиоксидантное и терапевтическое действие на окислительный процесс, вызванный ципрофлоксацином [4]. Подавляет образование биопленки разнообразными бактериальными патогенами, такими как: Enterococcus faecalis, E. coli, Streptococcus mutans, Pseudomonas aeruginosa и Staphylococcus aureus [5].

Нарингин вызывает апоптозоподобную гибель Escherichia coli – основного возбудителя ХП [6]. Усиливает эффективность ципрофлоксацина и тетрациклина в отношении биопленки P.Aeruginosa [7]. Эффективен в отношении подавления инфекций, вызванных штаммами P. Aeruginosa с множественной лекарственной резистентностью за счет ингибирования бактериального чувства кворума [8]. Наргинин усиливает противовоспалительное действие кверцетина за счет дифференциальной модуляции фосфолипидома провоспалительных макрофагов [9].

Ликопин в сочетании с кверцетином проявляет более выраженную способность к поглощению АФК, при этом усвоение ликопина увеличивается на 271% [10]. Усиливает противомикробную терапию заболеваний, вызванных Escherichia coli, за счет свойства повреждать ДНК Escherichia coli [10]. Оказывает синергический эффект с ципрофлоксацином при лечении больных ХБП [11]. Обладает значительной антимикробной активностью в отношении Staphylococcus aureus, Streptococcus mutans, Enterococcus faecalis и Candida albicans (рис. 2).


Рис. 2. Схема механизма действия Кварцепроста

Таким образом, применение Кверцепроста, содержащего кверцетин, нарингин и ликопин, синергично ингибирующих бактериальное чувство кворума, препятствует образованию биопленок и снижает частоту рецидивов ХП. Кверцепрост содержит максимально разрешенную суточную дозу кверцетина (100 мг), рекомендованного EAU для комплексной терапии больных простатитом. Кверцетин ингибирует эффлюксный насос – один из основных факторов устойчивости к фторхинолонам. Компоненты Кверцепроста действуют синергично с антибактериальными препаратами, усиливая их активность в отношении резистентных возбудителей, оказывают противовоспалительное и иммуномодулирующее действие, а также снижают окислительное повреждение клеток простаты на фоне применения антибактериальных препаратов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. EAU Guidelines. Edn. presented at the EAU Annual Congress Milan, 2023.
  2. Cushnie T.P., Lamb A.J. Antimicrobial activity of flavonoids. Int J Antimicrob Agents. 2005 Nov;26(5):343-56. doi: 10.1016/j.ijantimicag.2005.09.002. Erratum in: Int J Antimicrob Agents. 2006 Feb;27(2):181. PMID: 16323269; PMCID: PMC7127073.
  3. Lakshmi V.V., Sridhar P., Polasa H. Loss of plasmid linked antibiotic resistance in Escherichia coli on treatment with some phenolic compounds. FEMS Microbiol Lett. 1989 Feb;57(3):275-8. doi: 10.1016/0378-1097(89)90313-3. PMID: 2656388.
  4. Elbe H., Dogan Z., Taslidere E., Cetin A., Turkoz Y. Beneficial effects of quercetin on renal injury and oxidative stress caused by ciprofloxacin in rats: A histological and biochemical study. Hum Exp Toxicol. 2016 Mar;35(3):276-81. doi: 10.1177/0960327115584686. Epub 2015 Apr 30. PMID: 25929518.
  5. Lee J.H., Park J.H., Cho H.S., Joo S.W., Cho M.H., Lee J. Anti-biofilm activities of quercetin and tannic acid against Staphylococcus aureus. Biofouling. 2013;29(5):491–499. doi: 10.1080/08927014.2013.788692. Epub 2013 May 13. PMID: 23668380.
  6. Han G., Lee D.G. Naringin generates three types of reactive oxygen species contributing differently to apoptosis-like death in Escherichia coli. Life Sci. 2022 Sep 1;304:120700. doi: 10.1016/j.lfs.2022.120700. Epub 2022 Jun 9. PMID: 35690109.
  7. Dey P., Parai D., Banerjee M., Hossain S.T., Mukherjee S.K. Naringin sensitizes the antibiofilm effect of ciprofloxacin and tetracycline against Pseudomonas aeruginosa biofilm. Int J Med Microbiol. 2020 Apr;310(3):151410. doi: 10.1016/j.ijmm.2020.151410. Epub 2020 Feb 5. PMID: 32057619.
  8. Angusamy A., Balasubramanian V., Arunmurugan B., Arunachalam K., Issac Abraham S.V.P. et al. Anti-infective potential of plant-derived quorum sensing inhibitors against multi-drug resistant human and aquatic bacterial pathogens. World J Microbiol Biotechnol. 2023 Apr 6;39(6):147. doi: 10.1007/s11274-023-03578-4. PMID: 37022521.
  9. Conde T.A., Mendes L., Gaspar V.M., Mano J.F., Melo T., Domingues M.R., Duarte I.F. Differential Modulation of the Phospholipidome of Proinflammatory Human Macrophages by the Flavonoids Quercetin, Naringin and Naringenin. Molecules. 2020 Jul 29;25(15):3460. doi: 10.3390/molecules25153460. PMID: 32751373; PMCID: PMC7436172.
  10. Chen X., Deng Z., Zheng L., Zhang B., Luo T., Li H. Interaction between Flavonoids and Carotenoids on Ameliorating Oxidative Stress and Cellular Uptake in Different Cells. Foods. 2021 Dec 14;10(12):3096. doi: 10.3390/foods10123096. PMID: 34945647; PMCID: PMC8701200.
  11. Han C.H., Yang C.H., Sohn D.W., Kim S.W., Kang S.H., Cho Y.H. Synergistic effect between lycopene and ciprofloxacin on a chronic bacterial prostatitis rat model. Int J Antimicrob Agents. 2008 Feb;31 Suppl 1:S102-7. doi: 10.1016/j. ijantimicag.2007.07.016. Epub 2007 Oct 24. PMID: 17920247.

Комментарии