В рамках XVI Конгресса «Мужское здоровье» состоялась сессия, посвященная проблемам мочеиспускания. Предлагаем ознакомиться с наиболее интересными докладами, которые были сделаны в процессе ее работы.
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы: как предотвратить ее прогрессирование
Заведующий отделением урологии клинического медицинского центра МГМСУ им. А.И. Евдокимова, доцент, к.м.н. Александр Николаевич Берников предложил пути решения одной из самых насущных проблем урологии – прогрессирования доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ).
«Мы все знаем о том, что ДГПЖ является медленно прогрессирующим заболеванием, которым страдают пациенты старшего возраста и которое зависит в основном от следующих этиологических моментов: повышенной сократительной функции детрузора, вызывающей гиперактивность мочевого пузыря (ГМП), и ночной полиурии, наблюдающейся у пожилых пациентов и вызывающей те самые беспокоящие симптомы (ноктурия), которые приводят пациента на прием к врачу, – напомнил он. – Если обратиться к рекомендациям Европейской ассоциации урологов, то в них указано, что клиническое прогрессирование ДГПЖ возникает только у части пациентов, несмотря на проводимое лечение стандартными препаратами первой линии терапии (к примеру, α1-адреноблокаторами). Если показатели по шкале IPSS у пациента увеличиваются более чем на 4 балла, развивается острая задержка мочеиспускания (ОЗМ) или пациент нуждается в оперативном лечении по поводу инфравезикальной обструкции. В таких случаях показана терапия, которая останавливает клиническое прогрессирование ДГПЖ».
Докладчик сообщил, что вероятность ОЗМ возникает примерно в 12% случаев от общего числа всех пациентов с прогрессирующей ДГПЖ и наиболее часто встречается у больных в возрасте старше 70 лет, у которых объем предстательной железы (ПЖ) более 40 см³, а сумма баллов по шкале IPSS более 20, нарушения мочеиспускания проявляются в виде иинфравезикальной обструкции со скоростью потока мочи менее 12 мл/сек, а объем остаточной мочи составляет более 50 мл.
Доктор А.Н. Берников обратил внимание коллег на рекомендации Европейской ассоциации урологов, где показано, что арсенал уролога в лекарственном лечении ДГПЖ и связанных с ней симптомов нарушенного мочеиспускания достаточно широк. «Однако если внимательно проанализировать механизм действия этих препаратов, то можно отметить, что лишь комбинация ингибиторов 5α-редуктазы (5-АРИ) с α1-адреноблокаторами или монотерапия 5-АРИ реально воздействуют на устранение клинического прогрессирования ДГПЖ, – отметил он. – Препараты 5-АРИ знакомы всем урологам, они давно находятся на российском рынке и представлены двумя препаратами – финастеридом и дутастеридом, чья эффективность и стоимость одинаковы. Эти препараты уменьшают объем ПЖ примерно на 25%, сумма баллов по шкале IPSS снижается на 15–30%, скорость мочеиспускания увеличивается примерно на 2 мл/сек. Однако также известно, что лучший эффект 5-АРИ демонстрируют у пациентов с ПЖ большого объема (более 40 см³), а у пациентов с ПЖ меньшего объема и при невысоких значениях простатического специфического антигена (ПСА, меньше, чем 1,5 нг/мл) они не так высоко эффективны. Кроме того, 5-АРИ начинают действовать медленно, поэтому пациент должен быть проинформирован по этому поводу. Также необходимо помнить о том факте, что при использовании данных препаратов уровень ПСА снижается более чем на 50% через 6 месяцев терапии. Различные побочные эффекты при использовании 5-АРИ также известны: они могут проявляться эректильной дисфункцией, эякуляторными нарушениями, снижением либидо, гинекомастией, снижением уровня ПСА. Настораживают также сообщения о том, что длительный прием дутастерида способен вызывать еще и дополнительные побочные эффекты. Это показало исследование 2016 г., где 12 добровольцев принимали дутастерид и финастерид в разных группах и этим пациентам назначалась спектроскопия печени. В результатах этой работы было указано, что 5-АРИ 1 и 2 инактивируют трансформацию кортизола в 5-дигидрокортизол в дополнение к их роли в образовании дигидротестостерона. Также при использовании этих препаратов развилась повышенная резистентность к инсулину в группе пациентов, принимавших дутастерид, были также обнаружены печеночный липогенез de novo и жировая дистрофия печени. Таким образом, пациентам, имеющим наследственные или приобретенные предрасполагающие факторы по поводу функционирования желудочно-кишечного тракта (а именно, поджелудочной железы и печени), эти препараты надо назначать очень осторожно».
Далее докладчик привел еще одно исследование 2018 г., где 230 пациентов принимали дутастерид и тамсулозин: оно показало, что длительный прием дутастерида ассоциирован с прогрессивным повышением уровней глюкозы, гликозилированного гемоглобина, повышением активности печеночных транфераз и нарушением липидного профиля. Это также является предупреждением об осторожном назначении препаратов 5-АРИ пациентам с указанными выше патологическими состояниями желудочно-кишечного тракта.
Доктор А.Н. Берников рассказал о препарате, составляющими частями которого являются антитела к ПСА и антитела к NO-синтазе. Применение этого препарата, по результатам исследования, показало уменьшение клинически выраженной симптоматики со стороны нижних мочевыводящих путей, улучшение показателей урофлоуметрии, стабилизацию и уменьшение объема ПЖ. Этот препарат обладает антипролиферативным, противоотечным и противовоспалительным эффектами. «Данный препарат регулирует активность эндотелиальной NO-синтазы, под действием которой образуется оксид азота, являющийся одним из важных звеньев в лечении пациентов с эректильной и эндотелиальной дисфункциями,– пояснил докладчик. – Синергический эффект совместного применения компонентов препарата из-за протективного действия на эндотелий и улучшения васкуляризации усиливают эффекты релиз-активных антител к ПСА. Так, показано, что при ДГПЖ нарушена структура ПСА, что может приводить к развитию аутоиммунного ответа на данную протеазу. При ДГПЖ и хроническом простатите, ввиду повышенного количества и активности ПСА, увеличивается содержание в ПЖ таких хемокинов (молекул, привлекающих иммунные клетки), как CCL2, CCL3, интерлейкин-8 (ИЛ-8) и др., что приводит к заселению тканей железы макрофагами. Кроме того, в ПЖ изменяется содержание ряда цитокинов: повышается экспрессия провоспалительных цитокинов (интерферон γ, ИЛ-2, ИЛ-6, ИЛ-15, ИЛ-17) и снижается – противовоспалительных: например, MIC1 (макрофаг-ингибирующий цитокин) или ИЛ-10. В результате активируются макрофаги и Т-лимфоциты, изменяется соотношение Т-клеток в пользу CD3 и CD8 положительных клеток, при этом воспаление носит хронический характер, поскольку в подавленном состоянии находятся Т-регуляторные клетки. В результате воспалительного процесса происходит активация пролиферации стромальных клеток ПЖ. Из вышесказанного следует, что восстановление структуры и функциональной активности ПСА является одним из подходов к лечению больных ДГПЖ и другими заболеваниями ПЖ».
Хронический простатит – головоломка для уролога
Заслуженный врач РФ, главный уролог Алтайского края, д.м.н., заведующий кафедрой урологии и андрологии Алтайского государственного медицинского университета, профессор Александр Израилевич Неймарк рассказал о современных подходах к решению проблемы хронического простатита.
Он отметил, что, по выражению известного уролога и хирурга Т. Стамея, «простатит – это мусорная корзина клинического невежества». Хронический бактериальный простатит часто диагностируется у достигших половой зрелости мужчин и характеризуется симптомокомплексом, включающим в себя боль в области малого таза, промежности, яичках и их придатках, нарушение мочеиспускания, сексуальную дисфункцию. В зависимости от длительности симптомов бактериальный простатит описывается как хронический, если проявления заболевания отмечаются не менее трех месяцев. «Если оценить распространенность этого заболевания, то оно достаточно часто встречается в мире, – сообщил профессор А.И. Неймарк. – По данным Европейской ассоциации урологов, хронический бактериальный простатит диагностируется у 3–10% урологических больных, а по российским данным – у 20–35%. Основными симптомами заболевания являются боли в промежности (отмечают 46% пациентов), мошонке (39%), пенисе (6%), мочевом пузыре (6%), пояснице (2%), сексуальная дисфункция, а также симптомы нарушения функции нижних мочевыводящих путей (расстройства мочеиспускангия) – частые позывы на мочеиспускание, его затруднение (слабая струя мочи и необходимость напряжения) и усиление боли при мочеиспускании. На первом месте среди возбудителей хронического простатита находится Escherichia coli: частота выделения ее культуры у пациентов при простатите достигает 80%. Остальные микробы также могут выступать в роли возбудителей этого заболевания: их список довольно внушителен, вплоть до стафилококков и стрептококков, а отдельной группой выступают возбудители, передающиеся половым путем (трихомонады, микоплазмы, уреаплазмы)».
Далее докладчик напомнил, что существует классификация препаратов, которые применяются при лечении больных бактериальным простатитом: в нее входят и α-адреноблокаторы, и антибактериальные препараты различных групп (тетрациклины, цефалоспорины, фторхинолоны, производные нитрофурана и целый ряд других). «На первом месте среди них находятся фторхинолоны, которые рекомендуются в качестве основного лечения больных простатитом по данным Европейской ассоциации урологов. Также можно рассматривать вариант их лечения триметопримом. Тетрациклины являются препаратами резерва, а макролиды – препаратами резерва по специальным показаниям, – сказал профессор А.И. Неймарк. – При хроническом бактериальном простатите антибиотики назначаются на 4–6 недель после постановки первичного диагноза: при этом необходимы относительно высокие их дозы и пероральный путь введения. При выборе антибактериальных препаратов для терапии хронического бактериального простатита предпочтительно назначать фторхинолоны курсом не менее 4 недель. Преимуществами фторхинолонов являются их высокая биодоступность, отличная пенетрация в ткани ПЖ, надлежащая активность в отношении типичных и атипичных патогенов (для левофлоксацина – включая грамположительные и грамотрицательные бактерии и внутриклеточных возбудителей Chlamydia trachomatis и Mycoplasma genitalium), хороший профиль безопасности. Но, как известно, актуальными проблемами антибактериальной терапии являются широкое распространение резистентных к антибактериальным препаратам штаммов возбудителей, высокая частота смешанных инфекций, большое число больных иммунодефицитными состояниями, риск побочных эффектов от антибактериальной терапии. Все это заставляет искать новые пути лечения больных этим заболеванием».
По словам докладчика, одним из таких путей является использование энзимов в качестве дополнения к препаратам антибактериального действия. Научные факты показывают, что энзимы увеличивают проницаемость тканей для антибактериального препарата, увеличивают чувствительность к нему микробной флоры и время сохранения в тканях терапевтической концентрации антибиотика, угнетают образование биопленок и потенцируют действие антибактериальных препаратов на бактерии в микробных сообществах, снижают у них передачу генов антибиотикорезистентности. «Энзимы действуют системно на воспаление, сосудистый тромбоцитарный гемостаз и иммунную систему. Метод лечения и профилактики широкого спектра заболеваний с помощью уникального комплекса высокоактивных натуральных энзимов растительного и животного происхождения заключается в их воздействии на ключевые физиологические и патофизиологические процессы в организме, – объяснил докладчик. – В составе одного из таких препаратов содержатся трипсин, химотрипсин, бромелаин, папаин, панкреатин, амилаза, липаза, рутин. Он способен повышать эффективность и снижать побочные эффекты антибактериальной терапии, оказывает противовоспалительное, иммуномодулирующее, противоотечное, фибринолитическое, антиагрегантное действия. Влияние такого препарата на эффективность и безопасность антибактериальной терапии заключается в том, что он улучшает доставку антибиотика в очаг воспаления, увеличивая концентрацию антибиотика в тканях, а также улучшает микроциркуляцию крови в очаге воспаления. При этом увеличивается проницаемость микробной колонии для антибактериального средства, улучшается санация в очаге воспаления (происходит усиление некролиза и расщепление детрита в пораженной ткани), нарушается рост микробных колоний, снижается частота передачи факторов антибиотикорезистентности в бактериальных пленках».
Также профессор А.И. Неймарк отметил, что этот энзимный препарат уменьшает выраженность побочных эффектов от приема антибактериальных препаратов: «Происходит снижение развития дисбиотических состояний кишечника и влагалища, т.к. препарат обеспечивает гидролиз белков и гликопротеидов, что лишает патогенные микроорганизмы пищевых субстратов, и нормальная микрофлора восстанавливается. Эффект иммуномодуляции возникает за счет того, что повышается фагоцитарная и цитотоксическая активность иммунных клеток (моноцитов/макрофагов, естественных киллеров и Т-лимфицитов), регулируется выработка интерферона. Из тканей выводятся патогенные иммунные комплексы, в т.ч. мембранные депозиты».
Далее докладчик напомнил, что проблемы лечения больных хроническим простатитом, с которыми сталкивается уролог и его пациент, связаны с тем, что антибактериальный препарат плохо проникает в очаг воспаления из-за отека и фиброза тканей с образованием биопленок на слизистых оболочках мочевыводящих путей (что затрудняет контакт антибактериального средства с бактериями), широким распространением резистентных к антибактериальным препаратам штаммов возбудителей. Кроме того, по словам профессора А. И. Неймарка, антибактериальные препараты недостаточно эффективны в отношении внутриклеточных патогенов, а нарушение иммунитета способствует затяжному течению болезни и возникновению обострений. «Все эти проблемы можно решить, добавив в комплексную терапию пациента с простатитом энзимный препарат, который к тому же обеспечивает быстрый дренаж ПЖ при обструктивном хроническом простатите за счет снижения вязкости продуктов воспаления. Не менее важным моментом является то, что под влиянием энзимных препаратов улучшается половая функция и качество спермы, которые нарушены у больных хроническим простатитом», – резюмировал докладчик.
Комментарии