Петр Андреевич ЩЕПЛЕВ,
главный редактор журнала, президент Профессиональной ассоциации андрологов России
Интересная и поучительная история эволюции нашей андрологии в лихие девяностые и бурные «нулевые» годы «Малая урология» – так пренебрежительно именовалась андрология вплоть до 90-х годов. Тогда это еще была рудиментарная генитальная хирургия. Видов операций на половых органах насчитывалось не более 5–7, а выполнять их опытные урологи считали ниже своего достоинства и поручали это начинающим ординаторам, которые оперировали как могли и как хотели!
Просыпаться андрология начала в 90 годах, когда произошли ключевые организационные и научные события. 1992 г. – в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования создана кафедра андрологии под руководством проф. О.Л. Тиктинского и В.В. Михайличенко.
- 1993 г. – Минздрав России утвердил новую специальность «детская урология-андрология» (основная заслуга в этом принадлежит проф. И.В. Казанской).
- 1996 г. – организована Профессиональная ассоциация андрологов России, президентом которой стал проф. П.А. Щеплев.
- 2000 г. – вышел в свет первый номер журнала «Андрология и генитальная хирургия» (главный редактор П.А. Щеплев).
- 2001 г. – состоялся 1-й Конгресс Профессиональной ассоциации андрологов России в г. Кисловодске (президент конгресса П.А. Щеплев).
Однако публичный взлет андрологии как новой специальности начался в «нулевые»! Разрешающим фактором явились тектонические социальные сдвиги в нашей стране. В изменившемся обществе стало востребованным такое понятие, как качество жизни. Стало очевидно, что важную роль в улучшении качества жизни должна играть медицина. И наша андрология оказалась одной из ключевых составляющих той медицины, которая может существенно влиять на качество жизни мужчины.
Андрология получила мощнейший социальный запрос. В 1998 г. произошло открытие мирового масштаба, благодаря которому развитие андрологии получило существенное ускорение. Трем американским ученым была присуждена Нобелевская премия за открытие функции оксида азота как сигнальной молекулы. Это позволило изучить биохимический механизм эрекции и выяснить этиопатогенез эректильной дисфункции. Появилась легендарная Виагра, и проблема фармакотерапии эректильной дисфункции была практически решена.
В этот период андрологами решили стать врачи нескольких специальностей – урологи, эндокринологи, сексологи, пластические хирурги, и это привело к некоторому размыванию рамок андрологии как науки и медицинской специальности. Возникла даже путаница в сознании пациентов, которые откровенно не понимали, к какому врачу обращаться с мужскими проблемами.
Как ни парадоксально, этот побочный эффект бурного развития молодой специальности только способствовал ее становлению. Время все расставило на свои места: сейчас андрология признана одной важных составляющих урологии.
Кафедры урологии в университетах разных городов присоединили к своему названию слово «андрология», некоторые урологические отделения были переименованы в андрологические. На факультетах усовершенствования врачей началось обучение андрологии в рамках тематических циклов. Для врачей-урологов открылась свободная карьерная ниша.
Вот тогда гадкий утенок превратился в белого лебедя!
Важно упомянуть единственную мрачную страницу в истории нашей андрологии. В середине «нулевых» эндоуролог проф. А.А. Камалов из личных и карьерных амбиций решил подменить понятие «андрология» на «мужское здоровье» и стал президентом созданного им одноименного общества. Пользуясь покровительством акад. Н.А. Лопаткина, а чаще просто манипулируя им, он начал травлю Профессиональной ассоциации андрологов России, которая продолжалась без малого 12 лет.
Невольно возникает аналогия с драматическим периодом в становлении отечественной генетики в 30-х годах, когда малообразованный академик Трофим Лысенко затравил талантливого ученого Николая Вавилова, который впоследствии, в 1943 г., по доносу погиб в сталинских застенках. Это отбросило отечественную генетику на многие годы назад и трагически сказалось на судьбе гениального Н.И. Вавилова. История повторяется дважды – первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса (Ф. Гегель, 1825).
Эти лихие 12 лет не остановили развитие андрологии. Подмена не удалась. Причина кроется в стойкости настоящих андрологов, их консолидированной и принципиальной позиции. С 2014 г. развитие андрологии затормозилось.
Многие урологи хотели, но не смогли стать настоящими андрологами, в силу большой специфики этой специальности. Генитальная хирургия, при кажущейся ее простоте, чрезвычайно сложна, а потому она не прижилась в обычных урологических отделениях. Преподавание андрологии свелось к минимуму. А ключевой причиной явилось то, что «взрослую» андрологию не удалось сделать самостоятельной специальностью. На этом фоне общая урология сделала быстрый и качественный рывок вперед. Она стала высокотехнологичной специальностью, в среде урологов сформировалось new generation.
В прогнозируемом развитии андрологии ожидается вторая волна в 2019–2022 гг. Для этого уже сейчас необходимо формировать андрологию будущего. Андрология должна начать играть более значимую роль в решении демографических проблем нашего общества как в медицинском, так и в социальном аспекте.
Актуальными являются медицинские проблемы ЛГБТ-сообщества, и андрология должна внести весомый вклад в их решение. Рост частоты онкологических заболеваний и последствий их лечения нередко приводит к утрате фертильности, сексуальным нарушениям, повреждениям гениталий. В сфере лечения этих патологий нужны новые технологии. В формировании антивозрастной концепции мужского организма андрология должна занять лидирующие позиции. Регенеративная медицина не будет являться в ближайшее время перспективным направлением генитальной хирургии.
Поэтому будет совершенствоваться заместительная андрология. Генитальная хирургия должна интегрироваться с трансплантологией, так как перспективно и востребовано начинать трансплантацию полового члена.
Post scriptum
Академик Н.А. Лопаткин как-то позвал меня к себе и сказал: «Прости меня, старого человека. Я был неправ!» Великий был человек – снял грех с души и ушел из жизни.
Статья опубликована в журнале "Андрология и генитальная хирургия" выпуск №4 2018, стр. 12-14
Комментарии