Оксидативный стресс и репродуктивное здоровье мужчин: фундаментальные и клинические аспекты

05.10.2023
3226
0

В рамках XIX  Конгресса с международным участием «Мужское здоровье» состоялась работа образовательной школы «Репродуктивное здоровье человека», где шла речь о сексуальной и репродуктивной функции мужчины, роли мужчины в привычном невынашивании беременности у партнерши, психологических факторах стресса и других проблемах, решить которые призваны современные урологи-андрологи, психологи и другие специалисты.

Врач уролог-андролог, научный руководитель по андрологии и репродукции УДП РФ, ведущий научный сотрудник НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова, д.м.н., профессор кафедры урологии и андрологии МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Александрович Божедомов еще раз напомнил о роли оксидативного стресса в процессе старения, проблеме бесплодия, развитии воспалительных заболеваний. «Однако при всем этом многие недопонимают, что именно скрывается за понятием оксидативного стресса, – сказал он. – Оксидативный стресс является избыточной продукцией ряда соединений кислорода, которые обладают очень высокой активностью. С одной стороны, эти соединения играют важную роль в обеспечении физиологических функций сперматозоидов (обеспечивая, в частности, акросомальную реакцию и капацитацию). А с другой – избыточное количество радикалов создает травмирующее воздействие, приводящее к окислению мембран, делая их более жесткими за счет того, что уменьшается доля ненасыщенных жирных кислот. Это приводит к повреждению белков, изменяя их информационные свойства и лишая их способности взаимодействовать с лигандами. При этом повреждается ДНК, вызывая окисление, а в дальнейшем – и фрагментацию, что приводит к серьезному, угрожающему состоянию».

Откуда берутся радикалы в сперматозоидах? Отвечая на этот вопрос, профессор В.А. Божедомов сказал следующее: «Сперматозоиды являются генераторами активных форм кислорода, происходящих из трех потенциальных источников. Первый – митохондрии (которые являются «энергетической станцией» клетки), при разрушении которых радикалы вытекают наружу и начинают действовать на всю остальную клетку. Второй – цитозольные оксидазы L-аминокислот. Третий – никотинамид-аденин-динуклеотид-фосфат оксидаз плазматической мембраны. Активные формы кислорода играют важную роль в управлении функцией сперматозоидов посредством стимуляции каскада фосфорилирования циклического аденозинмонофосфата/протеинкиназы А, что приводит к окислению стеролов. В конечном счете эти процессы приводят к замкнутому циклу, когда активные формы кислорода постоянно генерируются автоматически. Следует отметить, что содержание активных форм кислорода не может увеличиваться, так как это коротко живущие вещества, которые не могут накапливаться. Поэтому неуместно говорить об их содержании, а можно говорить лишь об их продукции».

Также докладчик отметил важный, по его словам, момент: «Активные радикалы не только снижают функциональные свойства сперматозоида и их возможность оплодотворять, но и приводят к нарушениям развития эмбриона. В результате оксидативный стресс сперматозоидов повышает риск ранней потери беременности у партнерши, что связано с избыточным производством активных форм кислорода, повреждающих ДНК».

Далее профессор В.А. Божедомов сообщил о факторах риска, причинах и последствиях оксидативного стресса. «С одной стороны, это факторы, которые можно назвать внутренними: возраст, генетические особенности, связанные с недостаточностью ферментов антиоксидантной защиты. Эти особенности невозможно изменить, поскольку они связаны с генетикой человека. С другой стороны, на внешние источники, запускающие оксидативный стресс, можно повлиять. Ими являются лейкоциты (главные генераторы радикалов, так как именно при помощи «оксидативного взрыва» лейкоциты убивают все микробы, а при избыточной продукции они повреждают и окружающие ткани), курение табака, различные инфекционные процессы, варикоцеле, ожирение, перегревание, длительное воздержание от сексуальных контактов. Надо отметить, что несколько лет назад большая группа авторов предложила считать мужское бесплодие, вызванное оксидативным стрессом, отдельной нозологией, новым клиническим диагнозом, поскольку избыток радикалов является ведущим механизмом повреждения сперматозоидов в тех ситуациях, которые мы обычно называем идиопатическими. При этом в исследованиях уже установлено, что оксидативный стресс снижает качество сперматозоидов даже при нормозооспермии», – отметил он.

Профессор В.А. Божедомов назвал методы определения оксидативного стресса в сперме: «Существуют прямые и непрямые методики. ВОЗ описывает лишь одну методику, которая на сегодня является стандартной: это люминол-зависимая хемилюминесценция, когда в присутствии люминола или цигинина под действием радикалов вещество светится, фотоумножитель фиксирует количество вспышек за единицу времени и показывает их количество. Это сложная методика, и лишь несколько ведущих московских лабораторий способны ее использовать, в частности – лаборатория Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, – сообщил он. – Не так давно появилась приборная методика, названная МИОКСИС, основанная на гальваническом принципе: химический тест, с помощью которого измеряют Совпа – статический окислительно-восстановительный потенциал в сперме, что описывается как равновесие между общей окислительной и общей восстановительной активностью. Но данный прибор разочаровал исследователей при практическом использовании, поскольку, говоря об оксидативном стрессе, мы измеряем разные показатели. С одной стороны, мы определяем, сколько продуцирует радикалов нативный эякулят (в котором содержатся сперматозоиды, незрелые клетки сперматогенеза, лейкоциты), и данная продукция, в первую очередь, связана с лейкоцитами, которые продуцируют радикалов в тысячи раз больше, чем сперматотозоиды. Существует и другая методика: когда мы удаляем семенную плазму, лейкоциты и оставляем только чистые сперматозоиды, и ими измеряем продукцию радикалов. И в результате чистые сперматозоиды генерируют радикалов почти в 10 раз больше, чем нативный эякулят, потому что в нем семенная плазма способна поглощать избыток радикалов. И именно внутриклеточный оксидативный стресс является маркером функции сперматозоидов, а не то, что продуцирует сама сперма».

Относительно применения антиоксидантов докладчик отметил: «В 2022 году было опубликовано несколько мета-анализов, в которых было показано, что количество естественно наступивших беременностей у партнерш мужчин, получавших антиоксиданты, действительно увеличилось. Однако количество родов при этом не увеличилось. Наш опыт показывает, что назначение антиоксидантов может быть полезным, но при определенных условиях. В одной из работ мы сравнили водорастворимые и жирорастворимые нутриенты при лечении пациентов с идиопатическим бесплодием, и оказалось, что они имеют одинаковую эффективность. Но в результате мы сделали вывод, что эмпирическое применение комплексов антиоксидантов в среднем не дает результатов при решении проблем, связанных с бесплодием. Однако, если  при назначении антиоксидантов учитывать уровень оксидативного стресса в диапазоне умеренного повышения радикалов в нативном эякуляте, то можно получить хорошие результаты. В этом случае будет меняться подвижность и жизнеспособность сперматозоидов, но не стоит ждать изменений их концентрации и улучшения морфологии».

Резюмируя сказанное, профессор В.А. Божедомов предложил алгоритм обследования мужчин на содержание активных форм кислорода и интерпретации результатов: «На первом этапе следует провести оценку продукции активных форм кислорода отмытыми сперматозоидами, одновременно с выполнением базового анализа (стандартной спермограммы) и анализа на антиспермальные антитела (АСАТ). На втором этапе при проявлении оксидативного стресса сперматозоидов необходимо провести обследование на продукцию активных форм кислорода в нативной сперме и фрагментацию ДНК. На третьем этапе при повышении в нативной сперме продукции активных форм кислорода провести исследование спермы на микрофлору даже при нормальном содержании лейкоцитов. При простатите категории IIIA (увеличении количества лейкоцитов в сперме в отсутствии микрофлоры) провести оценку продукции активных форм кислорода для дифференцировки инфекционной природы воспаления от фагоцитарной функции лейкоцитов при тератозооспермии и АСАТ».                        


Источник: http://rusmh.org/images/content/gmu/mu-2023-3.pdf

Комментарии