О возможностях лечения пациентов с кистами предстательной железы (ПЖ) на VI научно-практической конференции с «живой» хирургией «Лопаткинские чтения» рассказал заместитель директора по научно-лечебной работе Российского научного центра рентгенорадиологии Минздрава России, д.м.н., врач высшей категории, профессор Андрей Юрьевич Павлов
Он напомнил коллегам о том, что киста предстательной железы (ПЖ) представляет собой инкапсулированное полое образование в ткани ПЖ (простат-везикулярного комплекса), заполненное жидкостным компонентом. Говоря об эмбриогенезе ПЖ, профессор А.Ю. Павлов сообщил, что этот орган закладывается на третьем месяце внутриутробного развития, когда парамезонефральные протоки редуцируются, за исключением дистальных концов, которые впоследствии формируют предстательную маточку. В начале четвертого месяца наблюдается врастание тяжей уретрального эпителия (в которых образуются канальцы) в соединительную ткань, окружающую мочеиспускательный канал. К концу четвертого месяца образуется около 50 таких выростов, что соответствует числу простатических железок у взрослого человека. К седьмому месяцу развиваются фиброзно-мышечные перегородки, формируя дольчатое строение органа.
Далее докладчик подробно остановился на патогенезе врожденных кист ПЖ: «Кисты простатической маточки развиваются в семенном бугорке и соединяются с задней частью уретры в результате растяжения маточки ПЖ. Они располагаются по срединной линии позади верхней половины простатической части уретры. Кисты семенных пузырьков возникают вследствие врожденной атрезии семявыбрасывающего протока. Кисты Мюллерова протока возникают из нередуцированных эмбриональных остатков этого протока. Они располагаются по срединной линии позади верхней половины простатической части мочеиспускательного канала, соединяются с семенным бугорком, однако не соединяются с задней частью уретры. Кисты ПЖ располагаются в латеральной доле и редко сочетаются с другими аномалиями».
Какую же классификацию кист ПЖ лучше использовать? Отвечая на этот вопрос, профессор А.Ю. Павлов сказал следующее: «На мой взгляд, целесообразно объединить две классификации. Первая, в которую включены 6 наименований: 1. Киста простатической маточки. 2. Киста Мюллерова протока. 3. Киста семявыбрасывающего протока. 4. Киста семявыносящего протока. 5. Киста семенного канатика. 6. Ретенционные кисты и абсцессы. И вторая с четырьмя наименованиями: 1. Срединная киста ПЖ без связи с уретрой. 2А. Срединная киста ПЖ со связью с уретрой. 2Б. Кистозное расширение простатической маточки со связью с семявыносящими путями. 3. Кистозное расширение семявыбрасывающего протока. Потому что основой, определяющей правила воздействия на кисту, вызывающую клинические проявления и заслуживающую внимание врача, является сообщение этой кисты с семявыносящими путями. Это необходимо учитывать, поскольку здесь лежит основа принятия решения о выборе тактики лечения».
Андрей Юрьевич подробно рассказал об эпидемиологии кист: «Точных данных о распространенности кист ПЖ не существует в связи с преимущественно бессимптомным течением заболевания в 95% случаев. Широкое и повсеместное распространение трансректального ультразвукового исследования (ТРУЗИ) в течение последних десятилетий улучшило возможности диагностики пациентов с кистозными образованиями ПЖ с 0,5 до 7,9%. За последние 17 лет отмечен рост мужского фактора в бесплодных браках с 22 до 41% и, как следствие, рост обращаемости пациентов с целью диагностики. Внедрение на территории США обязательного обследования ПЖ у военнослужащих и летчиков после 45-летнего возраста позволило выявить кисты у 32% из них, при этом у 1,82% пациентов кисты были выявлены случайно. По данным отечественных авторов, при проведении ТРУЗИ из 3000 пациентов кисты были выявлены у 342 (11,4%)».
Чтобы оценить случаи встречаемости кист ПЖ у пациентов разного возраста, профессор А.Ю. Павлов привел литературные данные. В соответствии с ними, 47 мужчинам в возрасте до 35 лет с жалобами на затрудненное мочеиспускание было проведено ТРУЗИ: из них у 9 были выявлены кистозные изменения ткани ПЖ. Из 606 пациентов старшей возрастной группы, которым было проведено ТРУЗИ, у 199 были выявлены кисты ПЖ разных размеров. Также докладчик привел собственные данные: «Из 12 детей(до 18-летнего возраста), которым проводилось ТРУЗИ по поводу инфравезикальной обструкции, у 5 были выявлены кисты ПЖ. Из 83 пациентов в возрасте от 19 до 49 лет, которым проводилось ТРУЗИ по поводу инфравезикальной обструкции, у 11 были выявлены кисты ПЖ. При этом лечение потребовалось лишь двоим из них. У 100% пациентов старше 50 лет были выявлены кисты ПЖ, однако клинически значимых кист выявлено не было. Если обратить внимание на симптомы, которые присутствовалии у взрослых, и у детей, то основным клиническим проявлением была инфравезикальная обструкция».
Говоря о диагностике, Андрей Юрьевич в первую очередь отметил урофлоуметрию: «Хотя это исследование нельзя считать специфичным, оно позволяет заподозрить наличие инфравезикальной обструкции. Что касается ТРУЗИ, то это исследование позволяет не только обнаружить кисту и определить ее размеры, но и увидеть ее анатоми-ческое расположение. При диагностике кистс помощью КТ и МРТ, второй вид исследования имеет преимущества перед первым в отношении изучения структуры ПЖ. Наиболее информативным является Т2-взвешен- ный режим исследования (МРТ 2Т).При использовании уретрографии и цистоуретрографии в качестве диагностического инструмента необходимо помнить, что эти методы информативны для диагностики инфравезикальной обструкции, но неспе-цифичны для кист ПЖ. Исключение составляет микционная цистоуретрография, которая способствует визуализации парауретральных кистозных образований, имеющих сообщение с уретрой. При этом необходимо помнить о симптоме Циннера (особенно в детской практике), при котором наблюдается сочетание обструкции эякуляторного протока, кисты семенного пузырька и агенезии ипсилатеральной почки».
По поводу макро- и микроскопическойоценки кист ПЖ Андрей Юрьевич Павлов сказал следующее: «При пункции кист необходимо обращать внимание на цитологическое исследование их содержимого, которое уже на данном этапе позволяет достоверно говорить о принадлежности кисты к семявыносящим путям».
При выборе метода лечения кист ПЖ на его этапах, по мнению докладчика, целесообразно выполнять пункцию, чтобы предупредить возможные осложнения, которые возникают после ТУР. По статистике, инфекционные осложнения возможны в раннем послеоперационном периоде (21%), позднем послеоперационном периоде (12%) и при хронизации процесса (6%). Рецидив (17%) характерен для длительно протекающего воспалительного процесса, т.к. после пункции остается склерозированная капсула кисты. Кроме того, возможны и другие виды осложнений – травма уретры, кровотечение, образование гематомы, эректильная дисфункция (редкое после- операционное осложнение, чаще наблюдается у мужчин, которым многократно проводилась пункция, может носить психогенный характер), свищи. Также в литературе описано одно наблюдение «цистэктомии» при лапароскопическом иссечении гигантской толстостенной кисты, которая была принята за мочевой пузырь.
Среди способов активной тактики лечения пациентов докладчик назвал пункцию, склерозирование, трансуретральную резекцию кисты) и иссечение кисты (открытая операция, лапароскопический доступ, роботическое иссечение кисты).
«При обследовании пациентов по поводу инфравезикальной обструкции следует исключать патологические состояния в ПЖ.ТРУЗИ ПЖ – это опция, которую у детей можно использовать совместно с выполнением уретроцистоскопии в условиях общей анестезии. С целью визуализации кист простат-везикулярного комплекса необходимо использовать УЗИ (ТРУЗИ) и МРТ (2Т). У пациентов с аплазией/агенезией почки необходимо помнить о возможных сочетанных аномалиях ПЖ. При выборе тактики лечения пациентов с кистами простат-везикулярного комплекса на первом этапе необходимо выполнить пункцию кист и аспирацию содержимого под контролем ТРУЗИ с последующим цитологическим исследованием аспирата», – резюмировал профессор А.Ю. Павлов.
Комментарии