Новые взгляды на проблему сексуальных расстройств у мужчин в XXI в.

05.07.2022
1183
0

Корнеев И.А.
Д.м.н., профессор кафедры урологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, медицинский директор Международного центра репродуктивной медицины (г. Санкт-Петербург).

Проблемы копулятивных расстройств у мужчин актуальны, широко распространены и не до конца решены на сегодня. Они могут рассматриваться как симптомы, как самостоятельные заболевания и как следствие других болезней. В последнее время появляется все больше регламентирующих документов на этот счет, основанных на определенном уровне доказательности. Появились алгоритмы, которым необходимо следовать в процессе диагностики и лечения. Также делается акцент на необходимости междисциплинарного подхода и персонификации лечения.

Все элементы полового акта тесно взаимосвязаны: существует связь между половым возбуждением, эрекцией, эякуляцией и оргазмом, где одно зависит от другого, и невозможно получить представление о возможных причинах одного из компонентов, не уточнив общее состояние мужчины.

Европейская ассоциация урологов (ЕАУ) в своей классификации выделяет эректильную дисфункцию (ЭД), преждевременную эякуляцию, прочие расстройства эякуляции (отсроченная, ретроградная, болезненная эякуляция, гематоспермия, анэякуляция и аноргазмия), а также низкое сексуальное влечение.

Что касается отечественных документов, клинические рекомендации по эректильной дисфункции уже представлены на сайте Российского общества урологов. С момента публикации они обязательны для исполнения, что необходимо учитывать в своей работе врачам во избежание юридических проблем.

Также в России установлена распространенность эректильной дисфункции: ею страдает порядка половины мужчин в возрасте от 20 до 70 лет. При этом треть случаев приходится на долю пациентов в возрасте до 40 лет. В основном это расстройства легкой степени, но, так или иначе, уже нельзя говорить о том, что расстройства эрекции — удел исключительно пожилых.

Помимо этого, в XXI в. все чаще говорится о связи эректильной дисфункции с другими заболеваниям, все более очевидно, что это междисциплинарная проблема, к решению которой следует привлекать не только урологов-андрологов, но и других специалистов, например врачей-кардиологов. Они могут дать рекомендации по переносимости физической нагрузки, оценить риски пациента и порекомендовать опции лечения. Важно, что наличие эректильной дисфункции является достаточно точным предиктором острых сердечно-сосудистых событий.

Кроме того, существует тесная связь между эректильной дисфункцией и симптомами нижних мочевых путей (СНМП), а также качеством жизни мужчины. Важно, что расстройства мочеиспускания еще более распространены, чем ЭД, и неудовлетворенность россиян качеством жизни просто потому, что они плохо мочатся, достигает 34,6%. У молодых мужчин СНМП являются ранними индикаторами системных заболеваний, таких как артериальная гипертензия и сахарный диабет.

В свою очередь, преждевременное семяизвержение в XXI в. показывает себя менее распространенным, чем было принято считать раньше. Часто мужчины сами оценивают свою эякуляцию как преждевременную, притом что по факту продолжительность полового акта у них в пределах средних показателей. Сегодня, согласно критериям Международного общества сексуальной медицины (ISSM), ранним семяизвержением принято считать то, которое всегда или почти всегда происходит в течение одной минуты после вагинального проникновения (врожденная форма). Также учитывается клинически значимое и беспокоящее снижение времени задержки семяизвержения, часто до трех минут и менее (приобретенная форма). Важными факторами являются неспособность отсрочить эякуляцию и наличие негативных последствий для пациента, таких как беспокойство или отказ от половых отношений.

Также выделяются естественно меняющаяся, вариабельная ранняя эякуляция, которая носит нерегулярный характер, что естественно при сексуальных контактах, и субъективная ранняя эякуляция, когда сам пациент убежден, что его семяизвержения носят преждевременный характер, хотя их время находится в пределах нормы. Такие состояния не следует считать патологическими.

Еще одним достижением XXI в. Игорь Алексеевич назвал снятие бремени, возлагаемого на диагноз «простатит». Раньше, по его словам, имела место заметная гипердиагностика простатита во всех возрастных группах. Его часто также связывали с сексуальными расстройствами, в то время как прямая связь простатита с ЭД сомнительна. Возможно, однако, провести параллель с преждевременной   эякуляцией.

Помимо этого, в последнее время стали часто говорить об ЭД и раннем семяизвержении как двух компонентах одной проблемы. Это своего рода переход к новой, более комплексной парадигме в лечении сексуальных расстройств.

Активно рассматриваются новые опции, такие как хирургическое лечение преждевременной эякуляции, получившее распространение в ряде азиатских стран. На Западе, впрочем, этот вариант пока не получил распространения ввиду недостаточности доказательной базы, присутствия рисков и низкой воспроизводимости результатов. Сегодня южнокорейские исследователи прикладывают силы для стандартизации методики.

Междисциплинарность проявляется еще и в том, что зачастую необходимо понять, чего пациент хочет и что его беспокоит в первую очередь: к примеру, сама по себе ретроградная эякуляция может не вызывать проблем у мужчины, страдающего от связанного с ней бесплодия.

Наконец, в XXI в. меняется сам подход к врачебной работе: больше внимания уделяется обсуждению вариантов с пациентами, получению их согласия на применение определенных терапевтических и диагностических подходов.

Также неуклонно набирают популярность онлайн-ресурсы в сфере здравоохранения и технологии телемедицины. Больше внимания уделяется психологической и сексологической поддержке с учетом особенностей и проблем конкретных пациентов.

Материал подготовила М.П. Зеленская

Комментарии