Почему мужчины живут меньше женщин и можно ли это изменить?

26.07.2024
1650
0

25–27 апреля 2024 г. в городе Сочи, который по праву считается здравницей мирового значения, состоялся XX Юбилейный конгресс «Мужское здоровье». Первое пленарное заседание открыл председатель организационного комитета Конгресса, академик РАН Армаис Альбертович Камалов с докладом «Почему мужчины живут меньше женщин и можно ли это изменить?» (соавторы Божедомов В.А., Нестерова О.Ю.).

В начале своего выступления Армаис Альбертович подробно рассказал, что несмотря на широкие возможности современной медицины, продолжительность жизни мужчин остается низкой. Мужчины во всем мире живут меньше женщин, причем в нашей стране разрыв ожидаемой продолжительности жизни один из самых больших и составляет 10,6 лет и данная тенденция не уменьшается на протяжении десятилетий, что свидетельствует о биологической и социальной детерминированности подобных закономерностей. Но в действительности мальчиков рождается больше, однако к 30–40 годам ситуация меняется и количество мужчин и женщин становится одинаковым. Затем наблюдается динамическое уменьшение количества мужчин и после 70-ти летнего возраста женщин становится практически в три раза больше, чем мужчин. Такие демографические особенности связаны с высоким уровнем смертности мужского населения, которая в каждой возрастной группе, начиная от младенчества и до пожилого возраста, для мужчин больше, чем для женщин, что, показывает уязвимость мужского населения в целом.

По данным Федеральной службы государственной статистики основными медицинскими причинами смертности населения являются заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и пищеварения. Причем в каждой из категорий уровень смертности для мужчин выше, чем для женщин.

Факторы, определяющие различия в качестве здоровья, проявлениях старости, распространенности и тяжести болезней между мужчинами и женщинами можно разделить на группы: генетические, эпигенетические, физиологические, психосоциальные и различия в образе жизни. Постепенно накапливаются данные о том, что фенотип старения и продолжительность жизни частично запрограммированы в процессе развития каждого человека.

Генетические факторы обусловлены различиями половых хромосом мужчин и женщин. Так, в норме для женщин в связи с наличием двух Х-хромосом, одна из которых способна избегать инактивации, характерна большая концентрация провоспалительных цитокинов, вырабатываемых в ответ на чужеродные агенты, усиливая тем самым иммунный ответ. Поэтому у женщин более сильный иммунитет, формирующийся как после болезни, так и после прививки и, одновременно, выше риск и активность аутоиммунных заболеваний. Поскольку у мужчин только одна половая Х-хромосома, то возникающие в ней изменения не могут быть компенсированы второй Х-хромосомой, как у женщин. Поэтому мужчины чаще страдают различными заболеваниями, которые могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер. При этом, у пожилых мужчин часто присутствует «мозаичная потеря Y-хромосомы», которая ассоциирована с рядом возраст-ассоциированных заболеваний.

Распространенность мозаичной потери Y-хромосомы с возрастом экспоненциально увеличивается и составляет более 40% у мужчин в возрасте старше 70 лет. Наиболее подвержены данной аномалии клетки иммунной системы, что и определяет ее функциональную роль в жизни мужчин. Так, мозаичная потеря Y-хромосомы происходит во всех субпопуляциях иммунных клеток: моноцитах, Т- и В-лимфоцитах, естественных киллерах. На этом фоне клетки иммунной системы теряют ряд поверхностных белков, необходимых для их функционирования, тем самым наступает состояние иммуносупрессии. Такая иммуносупрессия провоцирует развитие ряда онкологических заболеваний, например, рака предстательной железы и рака мочевого пузыря, нейродегенеративных заболеваний, а также фиброза миокарда и, соответственно, сердечно-сосудистых заболеваний за счет подавления иммунного ответа организма.

Как оказалось, у мужчин с мозаичной потерей Y-хромосомы на 54% выше риск летального исхода от COVID-19 по сравнению с мужчинами без такой абберации. Опубликованная в феврале 2024 г. работа показала, что у мужчин с COVID-19 и мозаичной потерей Y-хромосомы ниже экспрессия факторов и клеток иммунного ответа, а также выше концентрация прокоагулянтных факторов, что тем самым опосредует неблагоприятный прогноз заболевания.

Определенное гендерное неравенство показала и пандемия COVID-19. Практически во всех возрастных группах частота летального исхода от COVID-19 выше среди мужчин. Помимо этого, уже доказано, что мужчины переносят новую коронавирусную инфекцию гораздо тяжелее, чем женщины, чаще попадают в отделение реанимации и интенсивной терапии и чаще требуют перевода на искусственную вентиляцию легких.

Помимо генетических факторов, у мужчин имеются особенности эпигенетической регуляции при реализации наследственной информации. В первую очередь эпигенетические факторы связаны с различием в биологическом и хронологическом возрасте пациентов. Биологический возраст можно оценить по нескольким показателям, включая длину теломер. Укорочение теломер является важным признаком и движущим фактором старения. Разница между предполагаемым биологическим и хронологическим возрастами известна как эпигенетическое возрастное ускорение. Исследования показали, что мужчины, как правило, имеют более высокий биологический возраст по сравнению с их хронологическим возрастом, чем женщины. Соответственно, для мужчин характерно большее эпигенетическое возрастное ускорение, чем для женщин. И как оказалось, большее эпигенетическое возрастное ускорение является фактором риска ряда заболеваний, таких как метаболический синдром, ожирение, различные нарушения липидного профиля, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Понимание таких эпигенетических механизмов может стать основой для выбора терапии, направленной на обращение вспять патологического биологического старения.

Ещё одна группа факторов, влияющих на различия в показателях здоровья мужчин и женщин, – это физиологические факторы, в частности особенности метаболизма. Считается, что метаболизм жиров, характерный для женщин, приводит к образованию меньшего количества свободных радикалов, чем метаболизм глюкозы, характерный для мужчин. Дополнительно женщины демонстрируют более высокую активность митохондриальных ферментов, что также является защитным фактором в отношении оксидативного стресса, который более выражен у мужчин и является одним из ведущих механизмов повреждения ДНК хромосом.

Гендерные различия обусловлены также сложным взаимодействием между генетическими, эпигенетическими факторами и половыми гормонами, специфическими для мужчин и женщин. В целом женщины живут дольше мужчин, реже подвержены цереброваскулярным и сердечно-сосудистым заболеваниям, что связывают с защитным влиянием эстрогенов. Однако существует парадокс: длительность здоровой жизни женщин при равных условиях значительно ниже, чем мужчин. И здесь возможная разгадка кроется в особенностях андрогенного статуса у мужчин. Как оказалось, основным фактором снижения тестостерона является не возраст, а сопутствующие заболевания, которым подвержен пожилой мужчина, в первую очередь, за счет особенностей его образа жизни. Это ожирение, сахарный диабет, вредные привычки. У здоровых пожилых мужчин наблюдается лишь небольшое постепенное снижение уровня тестостерона: до 80 лет частота симптоматического гипогонадизма не превышает 6%. Тем самым у мужчин, в отличие от женщин, с возрастом не происходит резкого снижения половых гормонов, что и может объяснять большую продолжительность «здоровой» жизни мужчин.

Тестостерон косвенно связан с еще одной причиной сокращения продолжительности жизни мужчин – рискованным поведением. Как показывают данные Федеральной службы государственной статистики, из-за различных внешних причин, связанных с таким рискованным поведением, мужчин погибает в 3,5 раза больше, чем женщин. Несчастные случаи – вторая по частоте причина смертности мужчин.

И, конечно, вклад в различия продолжительности жизни вносит отношение мужчин и женщин к собственному здоровью. Как показали результаты опроса, приуроченного к Всемирному дню здоровья, мужчины недостаточно информированы и не замотивированы на получение медицинской помощи. По статистике больше половины мужчин нашей страны не привержены здоровому образу жизни. По сравнению с женщинами, мужчины чаще привержены пагубным привычкам: курению, употреблению алкоголя, малоподвижному образу жизни, несбалансированному питанию, что приводит к дополнительному ухудшению мужского здоровья, появлению многих метаболических нарушений в организме и, как следствие, повышению уровня преждевременной смертности.

Для обсуждения и решения таких проблем в Российской Федерации в 2003 г. была создана общественная организация «Мужское здоровье», которая является основной междисциплинарной научно-образовательной площадкой, ежегодно собирающей несколько тысяч врачей разных специальностей. При содействии Общества были созданы и пилотные проекты в регионах Российской Федерации с организацией специализированных центров мужского здоровья. Под эгидой Общества проводится большая просветительская работа с мужским населением. Одна из форм такой работы – это Дни «мужского здоровья», ставшие традиционными во многих регионах страны.

Анализируя имеющиеся научные данные необходимо отметить, что сохранение и восстановление здоровья мужчин требует комплексного учета всех гендерных факторов, оказывающих влияние на продолжительность и качество жизни: естественное старение, развитие болезней, риск инвалидности. Базовым инструментом технологий здоровьесбережения является профилактика, использующая различные способы гендерно-ориентированного подхода для первичного предотвращения заболеваний, их выявления на ранней стадии и реабилитации с учетом биологических особенностей и принципов персонализированной медицины.

В завершении своего выступления академик РАН Камалов А.А. обратился к высказыванию Президента международной ассоциации гендерной медицины, Марка Глазермана, который верил, что «через 5 лет люди не будут задавать вопрос, что такое «гендерная медицина». Они будут лишь удивляться, не понимая, как можно было мыслить по-другому. Как можно было назначать лекарственные препараты мужчинам и женщинам в одинаковых дозах? Как могли проводить исследования только на мужчинах, распространяя их потом на женщин? Как могли игнорировать факторы различия полов?».                                               

Комментарии