Цель
Более, чем половина мужчин, кто получает лечение по поводу рака предстательной железы, выбирают лучевую терапию. После лучевой терапии рецидив диагностируется при росте уровня простатического специфического антигена (ПСА), при этом патоморфологически обычно подтверждение не требуется. Мы провели оценку распространенности персистирующего подлежащего гистологической оценке рака предстательной железы у мужчин, которые получали лучевую по поводу рака простаты, а позднее были прооперированы по поводу рака мочевого пузыря при помощи цистпростатэктомии.
Материалы и методы
Всего 78 пациентов в нашем учреждении получали лучевую терапию (брахитерапию и / или наружную лучевую терапию) по поводу рака простаты до развития у них рака мочевого пузыря. Все гистологические препараты были оценены специализирующимся на урогенитальной патологии патоморфологом.
Результаты
Медиана времени от момента проведения лучевой терапии до радикальной цистпростатэктомии составила 77 месяцев. Подлежащий гистологической оценке рак предстательной железы был обнаружен у 45% пациентов. Среди найденных опухолей 69% имели сумму Глисона 7 и более, 17% были стадированы как рТ3 или выше и в 5% случаев были обнаружены позитивные лимфоузлы. Мужчины, лечение которых осуществлялось позднее, в более современную эру лучевой терапии, демонстрировали меньшую вероятность того, что в предстательной железе сохранялись опухолевые клетки, а именно вероятность была 100% среди тех, кто получал лечение до 1980 года, 49% в период с 1980 по 2000 годы и 10% в период с 2000 года по настоящее время (р=0,002). Данная вероятность была также больше у пациентов, которые получали только наружную лучевую терапию в сравнении с теми, кто получал брахитерапию и комбинированную наружную лучевую терапию с брахитерапией (58% против 27% против 14%, соответственно, р=0,005).
Заключение
После лучевой терапии персистирующий рак простаты был обнаружен у 45% пациентов (37% не имели признаков заболевания). Уменьшение вероятности присутствия рака простаты в железе после лучевой терапии было связано с более поздним периодом лечения и комбинированной брахитерапией и наружной лучевой терапией. Подобно тому, как проводится лечение у пациентов с мышечно-инвазивным раком мочевого пузыря при помощи цистпростатэктомии, серьезное внимание должно быть уделено качественному удалению простаты после предшествующей лучевой терапии по поводу рака простаты у пациентов с опухолью мочевого пузыря, так как в этой ситуации может сохраняться персистирующая опухоль. В дополнение к этому, требуется изучение маркеров, иных чем ПСА у пациентов, которым была выполнена лучевая терапия по поводу рака простаты, с целью идентификации тех, у кого вероятно развитие рецидива.
Ключевые слова: рак простаты, рак мочевого пузыря, цистпростатэктомия, лучевая простатэктомия, рецидив, ПСА, персистирующий рак, брахитерапия.
Комментарии