Л.Г. Спивак
Д.м.н., профессор Института урологии и репродуктивного здоровья Сеченовского университета, специалист по проведению клинических исследований лекарственных препаратов (Москва, Россия)
Пандемия вынудила медицинское сообщество исследовать потенциальное негативное влияние последствий коронавирусной инфекции на различные органы и системы человеческого организма, и тестикулярная функция — не исключение. На сегодня исследований, рассматривающих эту тему, ещё немного, и достоверные выводы делать рано: предстоит рассмотреть воздействие SARS-CoV-2 на уровень тестостерона, показатели сперматогенеза и влияние на ткань яичка.
Доктор рассказал о собственном исследовании, в которое после проверки на критерии включения, вошли 74 пациента основной (с коронавирусом) и 49 — контрольной группы (здоровых).
В основной группе 44 мужчины оказались способны и 30 — неспособны предоставить образцы эякулята. В контрольной — также 44 способны и 5 — неспособны. В основной группе семеро пациентов не явились на повторный осмотр через три месяца, в итоге были проанализированы данные 37 пациентов в основной группе и 44 — в контрольной.
Анализ крови показал снижение уровня тестостерона ниже нормы в 27,3% пациентов с коронавирусной инфекцией (12/44). Средний уровень был достоверно ниже, чем у здоровых добровольцев 7,3±2,7 нмоль/л против 13,5±5,2 нмоль/л, p<0,001.
Через три месяца после выписки уровень тестостерона вернулся к норме — 13,7±4,5 нмоль/л и не отличался от уровня тестостерона здоровых добровольцев.
Отмечалось небольшое увеличение уровней ЛГ и ФСГ по сравнению с добровольцами 3,5±1,85 мМЕ/л против 2,8±1,1 мМЕ/л (p= 0,04) и 5,6±3,32 мМЕ/л против 3,6±1,9 мМЕ/л (p= 0,002). Показатели оставались в пределах нормы.
Через три месяца показатели снизились и не отличались от таковых в группе добровольцев. Статистически значимых изменений уровня пролактина обнаружено не было.
Отмечено снижение подвижности сперматозоидов у пациентов с COVID-19: 58,8% неподвижных сперматозоидов во время болезни и 47,4% после выписки (p= 0,005). Также наблюдалось снижение количества живых сперматозоидов по сравнению с добровольцами – 47% и 72% соответственно (p = 0,001). Данные показатели вернулись к норме через три месяца после выписки.
В части морфологии выявлено снижение процента нормальных сперматозоидов у пациентов с COVID-19 с возвращением к норме через три месяца.
Не было отмечено изменений в количестве лейкоцитов. Эритроциты в сперме достоверно чаще встречались у пациентов с COVID-19 по сравнению с результатом после выписки или у добровольцев (18% против 4,5%).
Результаты MAR-теста для IgA and IgG во время госпитализации не отличались. Однако произошел рост обоих показателей по сравнению с добровольцами через три месяца. Несмотря на то, что эти результаты были статистически достоверными, только у одного пациента они вышли за пределы нормы.
Всем пациентам выполняли допплерографическое исследование органов мошонки во время болезни и через три месяца после выписки. Никаких значимых находок в кровотоке выявлено не было.
Средний возраст умерших от COVID-19 составил 50,5±10,6 (35–65).
Патологические находки выявлены у 18 из 20 пациентов.
ПЦР-РВ тест на SARS-CoV-2 был положительным у всех 20 пациентов.
Исследователями сделан ряд основных находок:
- Очаговая десквамация герминативного эпителия и снижение его количества.
- Отслаивание базальной мембраны, закупорка семявыносящих канальцев, признаки воспаления.
- Гипосперматогенез (5 ± 1 баллов по шкале Джонсена).
- Утолщение интерстициального компонента и отек.
- Во всех образцах — воспалительная инфильтрация внутриканальцевых просветов.
- Внутрисосудистые тромбозы и эндотелиит. Просветы сосудов полнокровны, с признаками формирующихся тромбозов. Протеины нуклеокапсида и спайкпротеин в ядрах и цитоплазме в сперматогенных, эпителиальных клетках и клетках Лейдига, эндотелиоцитах и околоканальцевых сосудах.
В заключение Леонид Григорьевич отметил, что COVID-19 и его лечение значимо влияют на уровень мужских половых гормонов и качество спермы в ходе болезни. Морфологические исследования аутопсийного материала подтверждают воспаление и присутствие вируса в ткани яичка.
Однако необходимо отметить, что данное негативное влияние проходит через три месяца после выздоровления независимо от тяжести перенесенной инфекции.
Материал подготовила Болдырева Ю.Г.
Комментарии