Д.Б. Тулаганов1, Б.М. Исматов1, Г.У. Убайдуллаев1, У.А. Мамадиев1, Ш.О. Туйчиев1, Я.С. Наджимитдинов2
1 Джизакский филиал Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (Джизак, Узбекистан);
2 Ташкентская медицинская академия (Ташкент, Узбекистан)
Перелом полового члена на протяжении многих лет считали необычайно редкой травмой, однако на сегодняшний день, по данным мировой литературы, известно о более чем 2500 подобных случаях. Травма происходит во время полового акта при резком сгибании эрегированного полового члена. Ранее пациентов с подобного рода травмами урологи старались лечить консервативными методами. Однако такой подход сопровождался большой частотой осложнений, таких как искривление полового члена или эректильная дисфункция, которая развивалась у 50 % мужчин с переломом полового члена.
Цель исследования — оценить сексуальную функцию мужчин с переломом полового члена, которым выполнено экстренное оперативное вмешательство.
Материалы и методы. За период с 2012 по 2017 г. выполнено оперативное вмешательство 15 мужчинам с переломом полового члена, случившимся вследствие полового контакта. Повреждение полового члена во время интравагинального коитуса произошло в 14 (93,4 %) случаях, тогда как во время анального секса только у одного больного. Средний возраст пациентов составил 24,6 ± 4,6 года (диапазон от 20 до 28 лет). Следует отметить, что все пациенты обратились в лечебное учреждение самостоятельно, причем не ранее чем через 5–6 часов после травмы. Средний промежуток времени от момента травмы до оперативного вмешательства составил 8,8 ± 1,6 часа. При поступлении мужчин в стационар ни в одном случае не было нарушения мочеиспускания. Дефект белочной оболочки ушивали, используя рассасывающийся шовный материал (викрил). После оперативного вмешательства устанавливали уретральный катетер, который удаляли через 5–6 дней после операции. Повреждение уретры не было ни в одном случае. Повторный осмотр мужчин произведен в среднем через 6 месяцев после оперативного вмешательства.
Результаты. При обследовании ни у одного мужчины не было проявлений инфекции мочевого тракта. Сексуальную функцию и удовлетворенность половой жизнью оценивали с помощью опросника International index of erectile function (IIEF-15), который состоит из 15 пунктов. Следует указать, что сотрудничать с врачом после операции согласились и явились для обследования в условиях медицинского учреждения 9 (60 %) мужчин, которые были подвергнуты оперативному вмешательству и которым было направлено приглашение для посещения врача. Однако 6 (40 %) оперированных пациентов пожелали ответить на вопросы опросника по телефону. Все пациенты были в состоянии совершать полноценное половое сношение. Общий средний балл в результате опроса по шкале IIEF-15 составил 66,8 ± 8,9 (диапазон от 56 до 70 баллов). При этом у всех пациентов была удовлетворенность эрекцией (средняя сумма баллов составила 27,6 ± 3,7). Незначительное искривление полового члена выявлено у 3 (20 %) мужчин, однако подобное обстоятельство не создавало препятствий для осуществления полового акта. Следует отметить, что у всех пациентов было ощущение оргазма и сохранилась эякуляция. Беременность на момент завершения исследования была у 5 женщин, состоящих в браке с обследованными мужчинами. Удовлетворенность половой жизнью была умеренной в 3 (25 %) случаях (пациенты с искривлением полового члена) и очень хорошей у остальных пациентов (средняя сумма баллов составила 8,4 ± 0,6). Однако больные с искривлением полового члена не дали согласия на оперативное вмешательство с целью коррекции.
Заключение. Таким образом, экстренное оперативное вмешательство при переломе полового члена, выполненное в короткие сроки после получения травмы, позволяет предотвратить эректильную дисфункцию. Искривление полового члена после перенесенной травмы не влияет на качество сексуальной жизни мужчин. Однако нами проведено исследование на небольшом количестве пациентов, поэтому необходимо продолжить изучение последствий травмы полового члена с учетом большого количества случаев.
Комментарии