Тактика лечения больных при перекруте яичка

15.06.2019
40994
0

С.Н. Калинина1, В.Н. Фесенко1, О.О. Бурлака2, М.В. Моширев2, М.С. Александров2, С.А. Маджидов2, П.С. Выдрин2
1ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург;
2СПбГБУЗ «Александровская больница», Санкт-Петербург

Введение

Острые заболевания органов мошонки занимают первое место среди заболеваний наружных половых органов у мужчин и являются причиной 4–10% экстренных госпитализаций среди урологических больных [1, 2]. Одним из таких состояний является перекрут яичка (лат. torsio testis), обусловленный патологической подвижностью органов мошонки. Наряду с термином «перекрут яичка» часто используют термин «перекрут семенного канатика», поскольку именно семенной канатик подвергается ротации.

Поворот и скручивание семенного канатика вместе с находящимися в нем сосудами вокруг вертикальной или горизонтальной оси сопровождаются ишемией и могут приводить к некрозу яичка. Яичко и его придаток — энзимосекреторные, гормонально зависимые органы, находящиеся под влиянием гипоталамо-гипофизарной системы — половых и гонадотропных гормонов.

Кровоснабжение яичка и придатка осуществляется тремя артериями: яичковой (a. testicularis), внутренней семенной (a. spermatica interna) и артерией семявыносящего протока (a. deferencialis) и тремя группами вен: от головки придатка, от тела придатка и от хвоста придатка яичка [3, 4]. Наиболее часто патология развивается у детей и подростков в возрасте 10–16 лет, однако может также встречаться у новорожденных и взрослых мужчин. Неполный перекрут яичка чаще возникает в возрасте 12–15 лет [5].

К факторам риска развития перекрута яичка относят его чрезмерную подвижность (отсутствие нормального прикрепления органа к дну мошонки), недоношенность ребенка, приводящую к морфофункциональной незрелости репродуктивных органов и их диспропорциональному росту, врожденное удлинение семенного канатика, спиралевидный вид и укорочение m. сremaster, пахово-мошоночную грыжу, травмы мошонки, физические нагрузки, сопровождающиеся повышением внутрибрюшного давления, ношение тесного белья и одежды, а также половой акт, сопровождающийся выраженным кремастерным рефлексом — сокращением мышцы, поднимающей яичко [6].

Выделяют две формы перекрута яичка. Первая форма, вневлагалищная, характеризуется тем, что скручивание происходит вместе с оболочками и вызывается гипертонусом мышцы, которая поднимает яичко. Она характерна для детей грудного возраста. Вторая форма, внутривлагалищная, развивается внутри собственной влагалищной оболочки и встречается у детей старше 3 лет, а также у взрослых мужчин. Чаще встречается односторонний перекрут яичка.

При рефлекторном сокращении m. сremaster яичко подтягивается вверх и начинает вращательное движение. Чем длиннее брыжейка яичка, тем выше его подвижность, а чем сильнее сила мышечного сокращения и больше масса семенника, тем выраженнее степень перекрута яичка. Уже при повороте яичка более чем на 180° (неполный перекрут) наступает резкое нарушение кровообращения, возникают тромбозы вен семенного канатика, в полости собственной оболочки яичка скапливается серозно-геморрагический транссудат и развивается вторичное гидроцеле [6, 7].

Дифференциальную диагностику при перекруте яичка необходимо проводить с острым неспецифическим эпидидимитом, острым гонорейный эпидидимитом, острым туберкулезным орхоэпидидимитом, острым орхитом, острым бруцеллезным орхитом [8]. Cущественное значение в дифференциальной диагностике перекрута яичка и острого эпидидимита имеет ультразвуковая доплерография органов мошонки, при которой можно определить отсутствие кровотока при перекруте или его усиление в 2–4 раза при остром эпидидимите [9].

Для диагностики гонорейного, туберкулезного, бруцеллезного эпидидимита или орхоэпидидимита важен тщательный сбор эпидемиологического анамнеза, а лечение должно проводиться в специализированном учреждении. Поскольку перекрут яичка чаще наблюдают у детей, то и лечением данной патологии чаще занимаются детские хирурги и урологи. Зачастую используют термин «острая мошонка», указывающий на необходимость выполнения экстренных медицинских мероприятий. Для того чтобы не пропустить перекрута яичка, при остром эпидидимите у детей отдают предпочтение активной хирургической тактике, которая утвердилась окончательно уже более 25 лет назад [10].

Вполне оправдано мнение, что «…при подозрении на острую хирургическую патологию мошонки и яичек необходимо исключить перекрут яичка, поэтому лучше произвести несколько «ненужных» операций, чем не выполнить одну, для которой были показания» [11]. По возможности необходимо сохранить яичко, однако при его нежизнеспособности выполняют орхэктомию. Сочетание степени заворота 360° и срока заболевания 24 часа практически не оставляет шанса на сохранение яичка [12].

До сих пор остается открытым вопрос о выполнении закрытой мануальной деторсии при перекруте яичка. Исследования показали, что эффективность мануальной деторсии прямо пропорциональна возрасту пациента и обратно пропорциональна длительности ишемии до выполнения манипуляции, но высокая частота остаточной торсии не позволяет считать этот метод самостоятельным в лечении заворота яичка [13]. В нашей оперативной практике мы ни разу не выполняли закрытую мануальную деторсию у мужчин при перекруте яичка.

В настоящее время урологи, репродуктологи, эндокринологи активно обсуждают вопрос о репродуктивной, гормональной, сперматологической, сексуальной функциях у мужчин после фиксации или удаления яичка, так как оба метода могут привести к оксидативному стрессу сперматозоидов. Показано, что изменения эякулята зависят от возраста пациента, длительности и степени ишемии яичка, причем наихудшие показатели зарегистрированы при ишемии, перенесенной в пубертатном возрасте на фоне зрелых половых желез [14]. Целью настоящего исследования было изучить жизнеспособность яичка в зависимости от времени его перекрута, клинических и доплерографических данных.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 36 пациентов в возрасте от 18 до 35 лет (в среднем — 26,5 года), которым выполняли оперативные вмешательства по поводу перекрута яичка с 2012 по 2017 г. Все больные поступили в экстренном порядке в урологическую клинику Александровской больницы, являющейся базой кафедры урологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Из них 16 пациентов были женаты, но в браке не имели детей, остальные были неженаты. Все пациенты вели регулярную половую жизнь. При поступлении в стационар больные жаловались на сильные, внезапно возникшие боли в правой или левой половине мошонки, подтянутость яичка к наружному отверстию пахового канала и увеличение яичка и придатка (рис. 1). В настоящее исследование не были включены больные с острым эпидидимитом. У всех наблюдаемых больных были исключены инфекции, передающиеся половым путем. Всем пациентам до операции выполняли ультразвуковую доплерографию (УЗДГ) органов мошонки.


Рис. 1. Пациент С., 30 лет.
Заметна подтянутость яичка к наружному отверстию пахового канала. Снимок до операции

Результаты исследования

Большинство наблюдавшихся пациентов указывали на связь возникновения болей с тяжелой физической нагрузкой — поднятием тяжестей, занятием спортом. У 30 больных в клинических анализах крови и общем анализе мочи патологических изменений не наблюдалось, температура тела была нормальная. Пятеро пациентов отмечали субфебрильную лихорадку до 37,5°, озноб, у них были выявлены выраженный лейкоцитоз и умеренная лейкоцитурия.

Один пациент недавно проходил лечение от паратонзиллярного абсцесса, и у него в клиническом анализе крови был выявлен умеренный лейкоцитоз, лейкоцитурии не было. Перекрут яичка у этого пациента возник после длительных танцев в ночном клубе. Среди наблюдаемых больных время, прошедшее с момента перекрута яичка, составляло у 8 (22,2%) пациентов менее 6 часов, у 10 (27,8%) — от 6 до 12 часов, у 11 (30,6%) — от 12 до 24 часов и у 7 (19,4%) — более 24 часов. При УЗДГ органов мошонки у 28 пациентов отсутствовал кровоток в тестикулярной артерии и наблюдалось резкое увеличение яичка и придатка. У остальных 8 больных отмечено снижение кровотока в a. testicularis и увеличение придатка и яичка (рис. 2, 3).


Рис. 2. УЗДГ органов мошонки пациента С., 30 лет, до операции:
а — нормальный кровоток в правой a. testicularis; b — отсутствие кровотока в левой a. testicularis и увеличение левого яичка, его перекрут


Рис. 3. УЗДГ органов мошонки пациента В., 27 лет, до операции:
а — резкое снижение кровотока в сосудах яичка, полнокровие оболочек, в паренхиме очаги деструкции; b —отсутствие пульсации ниже места перекрута (положительный симптом Доплера)

Если после перекрута яичка прошло менее 6 часов, то по УЗДГ органов мошонки определяли снижение кровотока в a. testicularis, а во время ревизии органов мошонки — неполный перекрут яичка на 180°, в этом случае существовала возможность сохранить яичко и фиксировать его к оболочкам перегородки и мясистой оболочке. Если же прошло более 12 часов, то определялся перекрут яичка на 360° с отсутствием кровотока в тестикулярной артерии, деструктивными изменениями в тканях яичка и придатка и признаками гидроцеле.

Всем больным в экстренном порядке была выполнена ревизия органов мошонки. Во время операции у 28 (77,7%) больных, у которых во время УЗДГ были выявлены выраженные изменения яичка с отсутствием кровотока, были обнаружены признаки некроза, им была выполнена орхоэпидидимэктомия (рис. 4).


Рис. 4. УЗДГ органов мошонки пациента М., 30 лет, отсутствие пульсации ниже места перекрута (a);
состояние яичка этого же больного во время операции (некроз яичка), длительность перекрута более 24 часов, степень перекрута 360°, выполнена орхоэпидидимэктомия (b, с)

У 8 (22,2%) больных во время операции яичко было признано жизнеспособным — им выполнили репозицию и орхипексию (рис. 5). Во время ревизии органов мошонки мы оценивали цвет оболочек, вскрывали влагалищную оболочку и эвакуировали транссудат. Затем раскручивали яичко (выполняли открытую деторсию), оценивали его жизнеспособность, наличие признаков некроза.


Рис. 5. Пациент, 27 лет, состояние яичка во время операции после неполного перекрута яичка на 180° через 6 часов после начала заболевания, яичко жизнеспособно, выполнена орхипексия


Рис. 6. Макропрепарат (некротизированное яичко) пациента, 31 год, перекрут на 360°, до поступления в стационар длительное время (более 2 суток) лечился в частном центре по поводу эпидидимита (a); при морфологическом исследовании яичка выявлен его геморрагический инфаркт (b)

Если яичко было вишневого цвета, жизнеспособно, наблюдались признаки неполного перекрута яичка на 180° и время перекрута не превышало 6 часов, тогда поворачивали яичко в направлении, противоположном срединному шву мошонки (изнутри кнаружи), то есть при перекруте правого яичка вращали его по часовой стрелке, а при перекруте левого — против часовой стрелки. После устранения перекрута оценивали цвет яичка и на 10–15 мин обкладывали его салфетками, обильно смоченными теплым физиологическим раствором.

Избыточную ткань влагалищной оболочки иссекали и коагулировали. Во избежание развития водянки яичка края влагалищной оболочки выворачивали и сшивали 2–3 швами синтетической рассасывающейся нитью 3–0. Далее яичко фиксировали к срединной перегородке мошонки за белочную или мясистую оболочку. При орхоэпидидимэктомии (полном перекруте яичка на >360–540°) и некрозе яичка его удаляли. В рану вводили дренажную трубку. Для профилактики воспалительного процесса и деструктивных изменений назначали курс антибиотиков. При гистологическом исследовании макропрепарата определялся геморрагический инфаркт яичка (рис. 6).

Выводы

Тактика при подозрении на перекрут яичка должна быть только активно-хирургической. Лишь у 2–3% больных перекрут яичка удается устранить консервативным путем, в остальных случаях неизбежно оперативное вмешательство. Если со времени перекрута яичка прошло менее 6 часов, вероятность жизнеспособности органа составляет 90–100%, а через 12–24 часа — снижается до 20–50%.

Литература

  1. Тиктинский О.Л., Калинина С.Н., Михайличенко В.В. Андрология. – М.: МИА, 2010. – 576 с. [TiktinskiyOL,KalininaSN,Mikhaylichenko VV. Andrologiya. Moscow: MIA; 2010. 576 p. (In Russ.)] Рис. 6. Макропрепарат (некротизированное яичко) пациента, 31 год, перекрут на 360°, до поступления в стационар длительное время (более 2 суток) лечился в частном центре по поводу эпидидимита (a); при морфологическом исследовании яичка выявлен его геморрагический инфаркт (b) Fig. 6. Patient, 31 years old, gross specimen (necrotized testicle), 360° torsion, received non-surgical treatment for 2 days before hospitalization (a); hemorrhagic infarction was verified morphologically (b) а b
  2. Абоев З.А. Острые заболевания органов мошонки. Клиника, диагностика и лечение: Автореф. дис.…канд. мед. наук. – М., 2001. [Aboev ZA. Ostrye zabolevaniya organov moshonki. Klinika, diagnostika i lechenie. [dissertation] Moscow; 2001. (In Russ.)]
  3. Favorito LA, Cavalcante AG, Costa WS. Anatomic aspects of epididymis and tunica vaginalis in patients with testicular torsion. Int Braz J Urol. 2004;30(5):420-424. http://dx.doi. org/10.1590/S1677-55382004000500014.
  4. Filho DW, Torres MA, Bordin AL, et al. Spermatic cord torsion, reactive oxygen and nitrogen species and ischemia-reperfusion injury. Mol Aspects Med. 2004;25(1-2):199-210. https://doi. org/10.1016/j.mam.2004.02.020.
  5. Zhao LC, Lautz TB, Meeks JJ, Maizels M. Pediatric testicular torsion epidemiology using a national database: incidence, risk of orchiectomy and possible measures toward improving the quality of care. J Urol. 2011;186(5):2009-2013. https://doi.org/10.1016/j. juro.2011.07.024.
  6. Hazeltine M, Panza A, Ellsworth P. Testicular Torsion: Current Evaluation and Management. Urol Nurs. 2017;37(2):61-71,93. https://doi.org/10.7257/1053-816X.2017.37.2.61.
  7. Sharp VJ, Kieran K, Arlen AM. Testicular torsion: diagnosis, evaluation, and management. Am Fam Physician. 2013;88(12): 835-840.
  8. Trojian TH, Lishnak TS, Heiman D. Epididymitis and orchitis: an overview. Am Fam Physician. 2009;79(7):583-587.
  9. Dogra VS, Gottlieb RH, Oka M, Rubens DJ. Sonography of the scrotum. Radiology. 2003;227(1):18-36. https://doi.org/10.1148/ radiol.2271001744.
  10. Юдин Я.Б., Окулов А.Б., Зуев Ю.Е., Саховский А.Ф. Острые заболевания органов мошонки у детей. – М.: Медицина, 1987. – 144 с. [Yudin YB, Okulov AB, Zuev YE, Sakhovskiy AF. Ostrye zabolevaniya organov moshonki u detey. Moscow: Meditsina; 1987. 144 p. (In Russ.)]
  11. Mansbach JM, Forbes P, Peters C. Testicular torsion and risk factors for orchiectomy. Arch Pediatr Adolesc Med. 2005;159(12):1167-1171. https://doi.org/10.1001/archpedi.159.12.1167
  12. Щедров Д.Н. Хирургическая тактика при завороте яичка у детей // Урологические ведомости. – 2015. – Т. 5. – № 2. – С. 20–24. [Shchedrov DN. Khirurgicheskaya taktika pri zavorote yaichka u detey. Urologicheskie vedomosti. 2015;5(2):20-24. (In Russ.)]
  13. Шорманов И.С., Щедров Д.Н. Закрытая мануальная деторсия при завороте яичка у детей // Урологические ведомости. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 34–39. [Shormanov IS, Shchedrov DN. Closed manual detorsion in case ofatesticular torsion in children.

Комментарии