С. М. Алферов, М. А. Гришин
ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами Президента РФ (г. Москва)
Почечно-клеточный рак (ПКР) составляет до 3 % от всех онкологических заболеваний у взрослых. Встречаемость ПКР возрастает примерно на 2,5 % ежегодно. Прирост заболеваемости ПКР связан с широким внедрением объёмных методов исследования (ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, ядерно-магнитного резонанса), позволяющих обнаруживать небольшие, бессимптомные новообразования. Оперативное лечение остается стандартным тактическим подходом при всех клинически локализованных случаев ПКР. В настоящее время резекция почки рассматривается как метод радикального лечения больных с ПКР при стадии опухоли Т1–2N0M0.
Целью нашей работы явился анализ влияния активной диспансеризации на результаты органосохраняющего лечения почечно-клеточного рака и определение оптимальных клиникодиагностических критериев последующего мониторинга.
Внедрение в клиническую практику активной диспансеризации и современных методов лучевой визуализации сделало возможным выявление ПКР на ранних стадиях. При диспансеризации ПКР выявлен у 71,6 % больных. Как «случайная находка» опухоль обнаружена почти у четверти больных. Всем больным перед операцией проведено комплексное онкоурологическое обследование (УЗИ, мультиспиральная КТ, рентгенография грудной клетки, остеосцинтиграфия). Мы применяли органосохраняющие операции не только при поражении раковым процессом единственной или единственно функционирующей почки, но и при интактной контралатеральной почке (Лопаткин 1992, Алферов 2003).
Группу наблюдения составили 339 пациента, оперированных по поводу ПКР в стадии Т1 а.Т1 б, оперированных за период с 1981 по 2014 год включительно. Из них — 212/339 (62,5 %) мужчин и 127/339 (37,5 %) женщин. Возраст различался от 30 до 84 лет (медиана составила 52,4 ± 4,7 года). Подавляющее большинство оперированных больных (69,6 %) составили пациенты в возрасте 50–70 лет. Было произведено 340 резекций почки (2‑м больным были выполнены резекции 2 опухолей одной почки). Размеры опухолевого узла варьировали от 0,9 до 5 см (в одном случае у пациента с единственной почкой опухоль достигала 15 см), средний размер опухоли составил 2,67 см. У 69 % больных максимальный размер опухоли не превышал менее 3 см. С целью улучшения результатов оперативного лечения ПКР нами была применена оригинальная модификация клиновидной резекции почки. Ее особенностью явился предложенный нами метод интраоперационого гемостаза. Интраоперационых осложнений мы не наблюдали. Летальность в ближайшем послеоперационном периоде составила 0 %. Специфическая и безрецидивная 5‑летняя выживаемость всей группы больных раком почки, подвергнутых резекции, составили 97,3 %. Большинство (81 %) опухолей имели категорию Т1 а. Наиболее часто встречавшимся гистологическим подтипом ПКР являлся светлоклеточный (69 %). Мы считаем, что наличие у больного ПКР Т1 стадии, с наибольшим диаметром 7 см, в удобной для резекции локализации, должно считаться показанием к нефронсберегающему лечению.
Активная диспансеризация, проводимая у контингента больных в поликлиниках и стационарах УДПРФ, позволяет диагностировать онкоурологические заболевания на самых ранних стадиях. Так, за последние 5 лет, благодаря скринингу ПКР при активной диспансеризации органосохраняющие операции по количеству превысили нефрэктомии. ПКР был выявлен в виде случайной находки при обследовании по инициативе больных.
Анализ результатов нашей работы, а также данные отечественных и зарубежных коллег, позволяют утверждать, что приоритетным направлением в органосохраняющей оперативной тактике в настоящее время является активная системная диспансеризация. Дальнейшее улучшение результатов лечения ПКР в виде увеличения нефронсберегающих операций напрямую зависит от стадии процесса.
Следует констатировать, что до сих пор не выявлено реальных факторов прогноза опухолевого роста и динамики прогрессии ПКР.
Комментарии