А.Ш. Гурбанов, А.А. Шевырин, М.Н. Ахмедов, Ш.Р. Бахшылы
ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава РФ (Иваново)
Актуальность. В настоящее время отмечается высокая распространенность хронического простатита. Симптомы этого заболевания, по данным различных источников, наблюдаются у 30–75 % мужского населения. В основном за помощью обращаются мужчины наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста — 20–45 лет. У больных нередко встречаются психологические, эмоциональные, поведенческие и когнитивные проблемы, снижается работоспособность, нарушается социальная адаптация, что вынуждает их многократно обращаться за медицинской помощью. Хронический простатит отражается и на половой функции, нарушает семейные отношения и снижает качество жизни мужчин.
Цель исследования — выявить взаимосвязь воспалительных процессов в предстательной железе и морфофункциональных изменений ее ткани при хроническом простатите.
Материалы и методы. Работа проводилась на базе ОБУЗ ОКБ г. Иванова: было отобрано 400 пациентов, наблюдавшихся и регулярно посещавших уролога с диагнозом «хронический простатит» в течение 2016–2017 гг. Из этих больных случайным методом было выбрано 75 мужчин в возрастной категории 20–50 лет вне зависимости от длительности заболевания. При выполнении работы оценивали следующие данные о каждом из пациентов: паспортные данные, возраст, результат обследования простаты per rectum, анализ секрета простаты, общий анализ мочи, ультразвуковое исследование простаты. Для объективной оценки результатов исследования статистическую обработку проводили в программах Microsoft Office Exсel и Statistica for Windows 6.0.
Результаты и их обсуждение. Для выявления взаимосвязи между изучаемыми показателями пациенты были разделены на группы в зависимости от возраста (20–30 лет, 31–40 лет, 41–50 лет) и степени увеличения предстательной железы (с нормальными размерами, с умеренным увеличением и со значительным увеличением железы), что позволило более точно показать влияние данных факторов на активацию местных воспалительных процессов. По статистическим показателям, заболеваемость хроническим простатитом наиболее распространена в возрастной группе 41–50 лет. В первой группе (20–30 лет) выявлены единичные случаи выраженных воспалительных изменений в секрете простаты, во второй (31–40 лет) — чаще встречались воспалительные изменения, в третьей (41–50 лет) — воспаление соответствовало средней степени выраженности. Несмотря на отсутствие закономерностей сочетания воспалительных изменений в секрете простаты и общем анализе мочи, данные методы являются «золотым стандартом» диагностики простатита в связи с низкой стоимостью, доступностью и быстротой. У пациентов с нормальными размерами простаты отмечался максимальный уровень лейкоцитов в секрете простаты (260 клеток в поле зрения), в общем анализе мочи воспалительные изменения не выражены. У семи пациентов с умеренным увеличением размеров железы наблюдался максимальный уровень лейкоцитов в секрете простаты (120 единиц в поле зрения), у остальных — до 20 лейкоцитов в поле зрения. В группе пациентов со значительным увеличением простаты уровень воспаления в секрете был снижен до 70 лейкоцитов в поле зрения, в общем анализе мочи воспалительных изменений обнаружено не было.
Выводы. Выявленные воспалительные изменения в лабораторных анализах при хроническом простатите не отражают в полной мере состояние простаты и не дают полной информации о сущности воспалительного процесса в ткани железы. С увеличением размеров простаты снижается выраженность воспалительных изменений, что может быть обусловлено замещением ткани железы на соединительную.
Комментарии