Сергей Романович Миротворцев (1878–1949) — уролог-новатор и выдающийся клиницист (к 140-летию со дня рождения)

14.06.2019
3658
0

Т.Ш. Моргошия
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Хирургия, как и вся медицина, глубоко индивидуальная наука.
Хирург должен быть и дерзким, и смелым.
В этом заключается дальнейшее продвижение хирургии —
тогда она совершенствуется.
С.Р. Миротворцев

В мае 2018 г. исполнилось 140 лет со дня рождения видного представителя отечественной хирургии и урологии, выдающегося педагога и общественного деятеля академика АМН СССР Сергея Романовича Миротворцева (рис. 1). Родился он 16 мая 1878 г. в станице Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович) Волгоградской области в семье учителя гимназии. В 1898 г. окончил среднее учебное заведение и подал документы в Московскую сельскохозяйственную академию, но не прошел по конкурсу.

Вскоре был принят на медицинский факультет Харьковского университета. Будучи студентом, Сергей Романович проявил большие способности к научной работе. Во втором семестре он совместно со своим товарищем студентом В.П. Воробьевым (впоследствии видный ученыйанатом) написал работу «Сосуды и нервы сухожилий стопы человека», за которую ученый совет университета присудил авторам золотые медали. Находясь на пятом курсе, он вновь с В.П. Воробьевым получил вторую золотую медаль за сочинение «Вывихи костей запястья» [1].

На формирование С.Р. Миротворцева как хирурга большое влияние оказал харьковский профессор Л.В. Орлов (1855–1923) — крупный хирург, выдающийся клиницист и лектор. Окончил университет в 1903 г. с дипломом «лекаря с отличием». В том же году осенью уехал в Петербург, где устроился ординатором Обуховской больницы под руководством профессора А.А. Троянова. В качестве хирурга Красного Креста участвовал в Русско-японской войне (1904–1905) на госпитальном судне «Монголия».

Интересно отметить, что в романе «Порт-Артур» есть такой эпизод: в бою с японцами тяжело ранило молодого прапорщика Звонарева. Его осматривают врачи. Главный хирург крепости В.Б. Гюббенет принимает решение сегодня же, без промедления, ампутировать у Звонарева правую ногу ниже колена, иначе тому грозит гангрена. Девушка Варя, горячо любящая прапорщика, просит: «Не делайте его калекой!» Но В.Б. Гюббенет неумолим: иного выхода он не видит… И тогда молодой, еще безвестный врач Миротворцев берет на себя смелость повременить с ампутацией. И что же? Он спасает Звонареву ногу! В порыве благодарности Варенька восклицает: «Вы… вы не Миротворцев, а Чудотворцев!» [2].

Таким он и вошел в историю отечественной хирургии и в сердца всех знавших его — творящим самое великое чудо на земле, спасая людям здоровье и саму жизнь. Вернувшись в Петербург, Сергей Романович в 1905 г. поступает в госпитальную хирургическую клинику Военно-медицинской академии, где под руководством профессора С.П. Федорова началось его формирование как научного работника. В 1908 г. В.А. Оппеля назначают руководителем кафедры общей хирургии ВМА, и он приглашает к себе ассистентом С.Р. Миротворцева.

В этот период Сергей Романович начинает разрабатывать вопрос пересадки мочеточников в прямую кишку при тяжелых заболеваниях мочевого пузыря и уретры. На VIII съезде российских хирургов в 1908 г. он впервые предложил использовать для этой цели шов слизистой мочеточника со слизистой оболочкой кишки и погружать мочеточник в канал из серозно-мышечной оболочки кишки. А в следующем году IX съезду представил уже детальное описание оперативной техники оригинального метода пересадки мочеточников в прямую кишку.

В 1909 г. С.Р. Миротворцев защитил на эту тему докторскую диссертацию. Необходимо отметить, что разработанный им способ пересадки мочеточников в кишку оказался весьма эффективным и получил широкое распространение в практической хирургии и урологии. Со времени разработки этого способа прошло более 100 лет, имеется уже большое количество модификаций и добавлений к нему, предложенных разными авторами, но классическая операция Миротворцева сохранила свое значение.

В 1914 г. Сергей Романович Миротворцев по конкурсу был избран профессором Саратовского университета на кафедре хирургической патологии с десмургией и учением о вывихах и переломах. Во время Первой мировой войны (1914–1918) он был назначен хирургом-консультантом и заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста при армиях Западного фронта. С этого времени внимание С.Р. Миротворцева привлекает военно-полевая хирургия, и он сохраняет интерес к ней в своем последующем научном творчестве [3].

После окончания Первой мировой войны Сергей Романович возвратился в Саратов на кафедру общей хирургии. В 1919 г. был избран на кафедру факультетской хирургии, которой он заведовал в течение 30 лет до конца своих дней. В 1922 г. С.Р. Миротворцев был избран ректором Саратовского университета и оставался в этой должности 6 лет. В 1928 г. он принял решение не баллотироваться на новый срок, а сосредоточиться на работе на своей кафедре.


Рис.1. С.Р. Миротворцев в годы службы в ВМА (слева сверху);
Городская клиническая больница № 3 города Саратова им. С.Р. Миротворцева (слева внизу);
профессор С.Р. Миротворцев в рабочем кабинете (справа снизу)

При написании «Очерков военно-полевой хирургии» сотрудничал с Н.Н. Бурденко. Во время советско-финской (1939–1940) и Великой Отечественной (1941–1945) войн работал главным хирургом эвакогоспиталей Саратовской и Пензенской областей. Основываясь на бесценном опыте лечения тысяч и тысяч раненых, С.Р. Миротворцев делает ряд важных научно-практических выводов.

Если же учесть при этом самоотверженность всего медицинского персонала во главе с главным хирургом С.Р. Миротворцевым, его блистательный организаторский талант, то станет совсем понятным такой немаловажный факт: более 70 процентов раненых, лечившихся в саратовских и пензенских госпиталях, возвращалось в строй. В речи перед молодыми хирургами, с которой Сергей Романович выступил 15 марта 1942 года, он призывал их любить раненых.

«А любить, — пояснял он, — это значит жертвовать собою, своим временем, досугом, своим отдыхом, своими желаниями, своими удовольствиями. Нужно отдать свое сердце и так относиться к раненому, как к своему родному. Хирургия не служба, а честь, радость, вдохновение. Хирургия — счастье людей, отцов, матерей…» [4]. Научные труды Миротворцева посвящены проблемам клинической хирургии, травматологии и ортопедии, онкологии, урологии и военно-полевой хирургии.

Его перу принадлежит 153 работы, в том числе 23 монографии по вопросам практической хирургии. Двадцать одна научная работа написана на различные урологические темы, имеющие определенное значение и до настоящего времени. Наибольшую известность получили его труды по пересадке мочеточников в кишку (14 работ, в том числе две монографии) [5]. Разработанный С.Р. Миротворцевым способ пересадки мочеточников в кишку оказался весьма эффективным и получил широкое распространение в практической хирургии и урологии.

Напомним, что способ С.Р. Миротворцева отличается от способа П.И. Тихова тем, что мочеточники не погружают в просвет кишки; между мочеточником, пересеченным в косом направлении (с целью увеличения окружности его просвета), и кишкой формируют анастомоз по типу конец в бок. Проксимальный конец мочеточника продольно рассекают на протяжении 1 см и узловыми кетгутовыми швами подшивают к краям раны кишки в циркулярном направлении. Затем следуют погружные узловатые серозно-мышечные швы, укрывающие в стенку кишки сегмент пересаженного мочеточника.

Сергей Романович выполнил по своей методике 71 подобную операцию. После операции умерло 19 больных (летальность — 26,9 %). Если из этого числа исключить пациентов с раком мочевого пузыря, которые находились в терминальной стадии заболевания, то летальность составит 18 % [6]. Следует сделать ремарку, что эти показатели относятся к «доантибиотической эре» и к тому времени, когда еще не знали о профилактике и лечении послеоперационного гиперхлоремического ацидоза, а хирургия еще не располагала мощными химиотерапевтическими средствами.

Отметим, что в 1953 г. сотрудница клиники С.Р. Миротворцева И.К. Ивинская опубликовала результаты пересадки мочеточников по Миротворцеву у 58 больных. Любопытно мнение об этой операции самого Сергея Романовича, высказанное им в последние годы жизни. Он писал, что после опубликования его работ по пересадке мочеточников «много новых способов было предложено, однако выработанный мною тогда (в 1909 г.) способ дает наилучшие результаты.

Я знаю десятки случаев, когда больные после пересадки живут по 10–15–20 лет и организм их приспособился к новым формам и условиям мочевыделения» [7]. Здесь необходимо сказать несколько слов о приоритете этого вмешательства. Данная операция была экспериментально разработана и внедрена в клиническую практику С.Р. Миротворцевым в 1908–1909 гг. (о ней он доложил на VIII съезде Российских хирургов в Москве 21 декабря 1908 г. и в 1909 г. написал в диссертации, изданной в том же году).

Спустя 40 лет эта операция была описана американским урологом Nesbit (1949), а затем с незначительными модификациями Cordonnier (1950) и Leadbetter (1951). Стоит отметить, что за рубежом данная операция несправедливо именуется способом Nesbit, хотя, по существу, она должна носить имя Миротворцева.

Такое положение тем более удивительно, что предложенная Сергеем Романовичем операция описана в его статье, опубликованной в 1910 г. в весьма авторитетном немецком журнале Zeitschrift für Urologie, к тому же в ряде зарубежных монографий и статей встречаются ссылки на операцию Миротворцева: например, в известной монографии J. Israel и W. Israel «Хирургия почек и мочеточников» (1925), в статье С.П. Шиловцева (Lancet, 1939), в книге Murphy «История урологии» (1972) и др.

Важно подчеркнуть, что урологическим проблемам Сергей Романович уделял достаточно много внимания. Одна из его работ посвящена симптоматике и диагностике подковообразной почки, не пораженной каким-либо патологическим процессом (1922). Примечательно, что эта статья была опубликована в то время, когда пиелографию применяли весьма редко и далеко не в каждой клинике. Автор продемонстрировал диагностические ошибки, когда подковообразную почку принимали за опухоль, кисту и т. д. и производили ненужные оперативные вмешательства.

При наличии соответствующей клинической картины автор рекомендовал разъединение или резекцию перешейка подковообразной почки, показав на примерах эффективность такой методики. В работе о самопроизвольном отхождении камней мочеточника (1929) описаны случаи, когда это может произойти, как долго следует выжидать с операцией, когда конкремент не отходит, и какие мероприятия могут способствовать его отхождению.

Значительный интерес представляла его многолетняя большая работа (совместно с Н.А. Самсоновым) о сифилисе почки (1926). В ней рассмотрены своеобразная латентность течения этого заболевания, трудность распознавания и осложняющие вторичные факторы такого специфического поражения почки (в описанном наблюдении у больной 33 лет гумма почки симулировала опухоль, была произведена нефрэктомия).

В июне 1941 г. С.Р. Миротворцев выступил на заседании Сталинградского хирургического общества с докладом, в котором пропагандировал интересный и простой метод остановки кровотечения из паренхиматозных органов. Суть его заключалась в гемостатическом действии мотка кетгута, прикладываемого к кровоточащему месту. По существу, это один из видов биологического метода гемостаза. Сергей Романович использовал этот метод при кровотечении из почки (нефротомия, резекция почки, рассечение перешейка подковообразной почки и др.), печени, селезенки, щитовидной железы для быстрой остановки паренхиматозного кровотечения (1941).

Этот метод с успехом применялся в годы Великой Отечественной войны (согласно данным С.Р. Миротворцева и М.Б. Галкина, в 1022 случаях, из них в 964 (94,3 %) успех был полный) [5]. Интерес представляют также работы Миротворцева о лечении стриктур уретры (3-й Поволжский съезд врачей, Астрахань, 1930 г.), о лечении камней почек и мочевого пузыря (1-й Поволжский съезд хирургов в Саратове, 1928 г.), об оперативном вмешательстве при низкорасположенных камнях мочеточника (2-й Поволжский съезд врачей в Саратове, 1927 г.) и др.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны в Москве состоялся 25-й Всесоюзный съезд хирургов, который проанализировал и обобщил огромный опыт советских врачей в деле лечения раненых в период войны. Признанием огромных заслуг С.Р. Миротворцева как военно-полевого хирурга было его избрание заместителем председателя съезда. Сергей Романович был человеком доброй души, всегда доброжелательный, приветливый. Своим гуманным обращением с больными, атмосферой сердечности и дружбы, господствовавшей в его клинике, он учил и врачей, и студентов, каким должен быть идеал врача.

Следует особо подчеркнуть, что в своих научных взглядах он опирался на тщательно проверенные факты, от сотрудников требовал безупречной честности, беззаветной преданности своему делу, любви к пациентам и науке. Лекции Сергея Романовича всегда проходили очень живо (рис. 2), в них он приводил образные высказывания видных врачей, писателей и поэтов, остроумные сравнения, освещал вопросы врачебной этики, подчеркивал значение доктора и его обязанности по отношению к больным и обществу.

На лекциях он всегда знакомил с новыми сведениями, сообщал о главнейших открытиях в смежных науках. Миротворцев был блестящим оратором и рассказчиком, обладал превосходным даром слова. И естественно, что влияние Сергея Романовича на студентов и врачей было огромно. В то же время увлеченность работой и безграничная вера сотрудников в руководителя клиники способствовали творческому единению. Сергей Романович обучил и воспитал многие тысячи врачей в духе патриотизма, беззаветной любви к Родине, к медицинской науке.

Исключительного внимания заслуживает опубликованная в 1956 г., уже после смерти С.Р. Миротворцева, книга «Страницы жизни». В ней содержится много ценных мыслей по деонтологии, о построении педагогического процесса в медицинских институтах, подготовке научных кадров и др. Так, С.Р. Миротворцев писал: «Лекция — это кульминационный пункт всего нашего преподавания. Надо, чтобы студент находил для себя интересным быть на лекции, и тогда — будет или не будет обязательная лекция — он всегда придет на нее.

Перед лекцией я всегда просматриваю студенческий учебник для того, чтобы не читать на лекции того, что в нем написано. Каждая лекция является «уникумом» — она неповторима. Тридцать пять лет я читаю лекции, и не было ни одной лекции в моей жизни, к которой я бы не готовился. Студент в большинстве случаев не знает новейших достижений медицины, а профессор знает, во всяком случае, должен знать и должен довести их до сведения своих слушателей» [7].

Среди ценных высказываний ученого о научной работе особенно интересно следующее: «Творчество должно быть свободно: ведь человек пишет научную работу не для себя, в ней он хочет передать свои мысли другим для того, чтобы они подкрепили его предположение своими наблюдениями или использовали результаты его наблюдений» [7].


Рис.2. Профессор С.Р. Миротворцев читает лекцию

Говоря о старшем поколении наших ученых, Сергей Романович писал: «Наша творческая жизнь продолжается в учениках, которые часто идут дальше и знают больше своих учителей» [7]. И это действительно справедливо! Касаясь вопроса о скромности ученого и врача, Сергей Романович часто приводил слова Теодора Кохера, который на лекциях говорил студентам: «Я думал так, но, может быть, я ошибаюсь». Читать книгу «Страницы жизни» — большое наслаждение, она поучительна для каждого врача и особенно полезна для преподавателей медицинских вузов.


Рис. 3. Могила профессора С.Р. Миротворцева в Саратове

В ознаменование весомых заслуг перед отечественной хирургией С.Р. Миротворцев был избран почетным членом Хирургического общества им. Н.И. Пирогова в Ленинграде. В 1935 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. За большие заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Сергей Романович Миротворцев был удостоен двух орденов — Трудового Красного Знамени и Красной Звезды и трех медалей: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией».

В октябре 1945 г. избран Академиком медицинских наук СССР (АМН СССР) [1]. Умер Сергей Романович 4 мая 1949 г. и похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове (рис. 3). Коллеги, последователи и ученики учеников с большим уважением вспоминают Сергея Романовича Миротворцева, человека большого таланта, замечательного клинициста-ученого и общественного деятеля, занявшего одно из почетных мест среди выдающихся отечественных хирургов и урологов прошлого века.

Литература

  1. Захаров А. Сергей Романович Миротворцев // Вестникхирургии. – 1955. – Т. 75. – № 3. – С. 157–163. [Zakharov A. Sergey Romanovich Mirotvortsev. Vestnik Chirurgii. 1955;75(3):157-163. (In Russ.)]
  2. Степанов А.Н. Порт-Артур. В 2 т. – М.: Правда, 1985. – 1344 с. [Stepanov AN. Port Arthur. In 2 vol. Moscow: Pravda, 1985. 1344 p. (In Russ.)]
  3. Миротворцева К.С. Страницы большой жизни (К 100-летию со дня рождения) // Вестник хирургии. – 1978. – Т. 121. – № 7. – С. 139–143. [Mirotvortseva KS. Stranicy bolshoj zhizni (K 100-letiju so dnja rozhdenija). Vestnik chirurgii. 1978;121(7):139-143. (In Russ.)]
  4. Миротворцева КС. С.Р. Миротворцев. Избранные главы. – Л.: Медицина, 1966. – 390 с. [Mirotvortseva KS. S.R. Mirotvortsev. Izbrannye glavy. Leningrad; Medicina, 1966. 390 p. (In Russ.)]
  5. Миротворцев С.Р. Методы отведения мочи в кишечник и их отдаленные результаты. – СПб., 1910. [Mirotvortsev SR. Metody otvedenija mochi v kishechnik i ih otdalennye rezul’taty. Saint Petersburg; 1910. (In Russ.)]
  6. Труды Саратовского медицинского института. – 1949. – № 8. – С. 3–6 [Trudy Saratovskogo medicinskogo instituta. 1949;(8):3-6 (In Russ.)]
  7. Миротворцев С.Р. Страницы жизни. – Л.: Медгиз, 1956. – 200 с. [Mirotvortsev SR. Stranicy zhizni. Leningrad: Medgiz; 1956. 200 p. (In Russ.)]

Комментарии