Контекст:
Несмотря на широкое распространение скрининга рака предстательной железы (РПЖ) и значительный прогресс в лечении метастатической формы заболевания, РПЖ остается второй наиболее распространенной причиной смерти от рака у мужчин в западных странах. Кроме того, измерение простат-специфического антигена привело к диагностике медленнопрогрессирующих форм рака, а их агрессивное лечение вызвало значительное количество осложнений без клинического эффекта во многих случаях. Последние открытия наследственных и приобретенных генетических маркеров, связанных с инициацией и прогрессированием РПЖ дают возможность применять эти выводы для принятия решений относительно лечения.
Цель:
В этом обзоре мы рассмотрим возможность использования генетических маркеров для лучшего определения пациентов с высоким риском развития РПЖ, улучшения методов отбора, дифференциации вялотекущих и агрессивных форм болезни и для улучшения терапевтических стратегий у пациентов с распространенной формой рака.
Поиск доказательной базы:
Основой для этого литературного обзора послужили статьи из PubMed по январь 2012. Мы также рассмотрели вторичные источники из списков литературы статей и данные, представленные на последних съездах. Цитированные статьи датированы 2007-2012 гг. в пользу последних обсуждений в связи с быстро меняющимися данными в этой области. Оригинальные научные статьи отбирались в пользу больших размеров выборки, независимой проверки, частого цитирования и непосредственной связи с потенциально клинически значимыми прогностическими и интеллектуальными маркерами. Кроме того, все авторы оценивали и интерпретировали полученные данные.
Синтез доказательств:
С помощью наследованных генетических вариантов оценивался риск развития РПЖ, риск распространенной болезни и продолжительность ответа на гормональную терапию. Обсуждается возможность использования мочевых тестов, таких как РНК простат-специфического антигена 3 (ПСА 3) и трансмембранная протеаза, слияние E26 онкогенных гомологичных (птичьих) генов (TMPRSS2-ERG) серина 2 V-ETS вируса эритробластоза для улучшения скрининга. Несколькими группами разработаны сигнатуры экспрессии генов первичной опухоли простаты, коррелирующие с плохим прогнозом, и сделаны попытки улучшить и стандартизировать их для использования в качестве диагностических тестов. Прилагаются значительные усилия в секвенсировании для определения важных генетических соматических изменений (амплификаций, делеций, точечных мутаций, транслокаций) при РПЖ, что весьма перспективно в качестве прогностических маркеров и предикторов ответа на терапию. Мы предоставляем обоснование оценки генетических маркеров метастатической болезни для выбора терапии и для стратификации пациентов в клинических испытаниях, а также обсуждаем проблемы клинических испытаний, включающих использование этих маркеров.
Выводы:
Использование генетических маркеров имеет потенциал в качестве помощи скринингу, улучшения прогностической дискриминации и прогнозирования ответа на лечение. Однако предоставление полезной прогностической информации или улучшения по клиническим и патогистологическим параметрам для большинства уже используемых маркеров не было проспективно подтверждено. Прилагаются значительные усилия для того, чтобы эти исследования привели к появлению полезных диагностических тестов для улучшения принятия клинических решений.
Комментарии