Tolan S, Vesprini D, Jewett MA, Warde PR, O'Malley M, Panzarella T, Sturgeon JF, Moore M, Tew-George B, Gospodarowicz MK, Chung PW.
Department of Radiation Oncology, Princess Margaret Hospital and University of Toronto, Toronto, Ontario, Canada.
Предпосылки: после орхэктомии, согласно принятым стандартам, пациентов с I стадией симиномы наблюдают, проводят адьювантную лучевую или химиотерапию. Оптимальный протокол наблюдения пациентов данной группы до конца не определен, но включает в себя частые рентгенографии грудной клетки и компьютерную томографию брюшной полости и таза.
Цель: определить метод, который первым позволяет выявить рецидив заболевания и оценить значимость КТ в этом отношении.
Дизайн исследования, пациенты: В нашем институте наблюдалось 527 пациентов с гистологически подтвержденной семиномой I стадии с 1982 по 2005 год. Рентгенография грудной клетки выполнялась пациентам при выполнении каждой КТ и каждые 4-6 месяцев в течение 7 лет, затем исследование проводилось ежегодно. Средние сроки наблюдения составили 72 месяца (от 1 до 193). Статистическая оценка: были оценены пятилетняя частота рецидивирования, общая выживаемость и безрецидивная выживаемость для определения метода исследования, который первым позволяет выявить рецидив заболевания.
Результаты и ограничения: пятилетняя частота рецидивирования у 527 пациентов составила 14%. Пятилетняя безрецидивная и общая выживаемость составили 85,7% и 98,6% соответственно. У 73 пациентов (97,3%) при рецидивировании были выявлены изменения на КТ при нормальной рентгенограмме грудной клетки. У одного пациента (1,3%) были изменения на компьютерной томографии брюшной полости и таза с легочными метастазами, выявленными при рентгенографии и компьютерной томографии грудной клетки. У одного пациента (1,3%) с гистологически подтвержденными метастазами в паховые лимфатические узлы была нормальная рентгенограмма грудной клетки. Ни у одного пациента не было нормальной КТ брюшной полости и таза или же отсутствовали изменения при физикальном обследования при наличии изменений на рентгенограмме грудной клетки. Проведенное исследование является ретроспективным одноцентровым и основано на относительно небольшом количестве случаев, что может быть причиной ошибок. Подтверждение полученных данных в других исследованиях будет полезно для более широкого клинического применения полученных результатов.
Заключение: Все рецидивы, за исключением одного, были выявлены при компьютерной томографии брюшной полости и таза, в то время, как при помощи одной только рентгенографии грудной клетки не удалось выявить ни одного рецидива, и на основании этого можно рекомендовать исключить рентгенографию грудной клетки из протокола наблюдения пациентов.
Комментарии